Сергей Александрович Соловьёв, он же САС, он же АССА, долгое время толкал паровоз нашего авторского кино своим могучим плечом. Он был из плеяды режиссёров-гигантов со своим лицом и неповторимым почерком. Последнее десятилетие утащило от нас на своих поскрипывающих полозьях А. Германа, К. Муратову, А. Балабанова, С. Говорухина, Н. Данелию, Э. Рязанова. Не так давно ушёл своим небесным путём А. Рогожкин. Теперь вот за ними по проторенной дорожке уехал Сергей Соловьёв.
Нет, конечно, кое кто ещё остался из корифеев режиссуры. Те же Н. Михалков, В. Мельников, И. Масленников, К. Шахназаров. Живы ещё и Ю. Мамин с С. Овчаровым. Правда последних двух оттёрли от кино и они вынуждены прозябать в только им известных своясях.
Все указанные выше режиссёры уникальны тем, что они умели делать не просто хорошее кино. Они умели создавать миры. И мы безошибочно эти миры определяли и знали доподлинно язык их кино.
Сергей Соловьёв стремительно ворвался в когорту великих режиссёров. Этот прорыв произошёл у него в очень молодые годы. Мало кому удавалось подобное. Уже в тридцать лет кинорежиссёр Соловьёв стал признанным мастером отечественной киношколы. Трижды поразмяв свои мускулы на экранизации классики, приветив Чехова, Горького, Пушкина, режиссёр Соловьёв пришёл к своему кино, и долгое время развивал тему подросткового интеллектуального кино. И если откинуть его последующие возвращения к классике, экранизации "Трёх сестёр" и "Анны Карениной", недоснятого Тургенева, то получается что больше сорока лет он впрягшись вёз свою кинематографическую телегу нагруженную идеями о судьбах молодёжи.
Первый раз режиссёр Соловьёв взрезал этот пласт в 1975 году, сняв "Сто дней после детства". Там он чувственным образом показал хронику одного лета в пионерском лагере. Тонко и нежно его режиссерский взгляд охватил многочисленные несовершенства советской жизни, и при этом режиссёр искупал зрителей в романтике и любви. Неудивительно, что режиссёр Соловьёв поразил этой картиной не только СССР, но и Европу, заслуженно заполучив в свои мощные режиссёрские клешни статуэтку "Серебряного медведя".
После этой победы Соловьёв снимал уже что хотел. Никто его не неволил, ибо он уже жил и творил с развязанными руками. Хотя приходилось делать и госзаказы, как элитному режиссёру. Но он и здесь был свободен в плане своего творчества. Мастерски снял "Мелодии белой ночи" и "Избранные", с удовольствием поколесивши по дальним весям Японии и Колумбии.
А дальше были знаменитые молодёжные фильмы и культовый фильм "Асса". Кстати, название фильма придумал Сергей Бугаев. Сначала запудрил голову режиссёру библейскими рассказами про Ноя, чистых и нечистых тварей, а под конец сказал: "Да ведь АССА, аббревиатура - Автор Соловьёв Сергей Александрович".
Режиссёр Соловьёв знал толк в красивых женщинах, и умело раскрывал их красоту в кадре. О Татьяне Друбич и говорить нечего. Она стала символом поколения, снялась у Соловьёва почти в десяти фильмах. Но ещё ведь были и Анна Кушнерева в "Станционном смотрителе", словно сошедшая с полотен наших классиков кисти, Ирина Григорьева и Елена Камаева. И что объединяет всех этих героинь, что всех их Соловьёв привёл в кино фактически с улицы. Да и красавица Аглая Шиловская, снявшаяся в "Ке-дах", ещё до своих серьёзных вокальных успехов, была приглашена на роль больше за внешние данные. А ведь в других фильмах снимались Е. Соловей, Л. Савельева, Е. Крюкова и другие наши красавицы.
Самое ценное, что было в творчестве Соловьёва это то что он не прятался от времени, не забивался в свою рефлексирующую норку, а был повёрнут к миру лицом. Хотя погундеть, повспоминать о былом Сергей Александрович очень любил, и оставил нам много телемемуаров. Но он всегда пытался понять чем живёт молодёжь, и пытался посмотреть на мир глазами нового поколения.
Финалом режиссёра стала короткометражка "Ути-ути-ути", снятая в прошлом году, где сам режиссёр сыграл старого рыбака, которого возродили к жизни две юные русалки. Это лаконичное завещание мастера не в смысле прощания, а в смысле того, что нельзя терять любви к жизни ни при каких тяжёлых обстоятельствах. И ведь фильм Соловьёв снял после того как потерял любимого сына, и уже был подточен диабетом, язвой и напичкан иными болезнями по самое не могу.
Творчество режиссёра Сергея Соловьёва это прекрасный дом, где каждый может отыскать себе комнату по душе. В этом просторном доме есть место классике, чёрному юмору, абсурду, а также чистоте и прозрачности. Будем это помнить и ценить.