1С:ТОИР — это специализированное отраслевое решение класса EAM (Enterprise Asset Management) для цифровизации процессов ремонта и технического обслуживания оборудования и других материальных активов. Решение разработано на платформе «1С:Предприятие 8.3», что означает гибкость настройки, конфигурирования, масштабирования.
О системе
Система успешно используется на предприятиях различных отраслей и форм собственности, помогая организовать работу в следующих сферах:
- ремонты и обслуживание оборудования.;
- обслуживание инженерной инфраструктуры: дорожное хозяйство, коммунальные сети, электрические сети, трубопроводы;
- обслуживание недвижимости (facility management);
- ЖКХ и организация сервисного обслуживания (в том числе с привлечением компаний-подрядчиков).
Выпущены 2 версии системы:
- CMMS «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» (обладает базовой функциональностью);
- EAM-система «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» (обладает зрелой функциональностью для работы с учетом требований стандарта ISO 55000).
Качество обоих решений подтверждают высокие оценки пользователей:
- 1С:ТОИР признан лучшим решением «1С:Совместно» за 2011–2012, 2014–2015, 2015–2016 годы;
- 1С:ТОИР 2 КОРП признан лучшим продуктом «1С:Совместно» в 2018 году и «1С:Совместно КОРП» в 2020 году.
Решение 1С:ТОИР развивается как экосистема, в которую сегодня входят:
- программный продукт «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» (система класса EAM);
- приложение «Мобильная бригада» для получения и выполнения заданий на ремонты, регистрацию дефектов, контролируемых показателей и наработки на оборудовании;
- программный продукт «1С:RCM Управление надежностью» для реализации риск-ориентированного подхода к управлению активами (решение класса RCM);
- сервис предиктивной аналитики для выявления аномалий в показаниях датчиков на оборудовании для предсказания отказов
Все инструменты экосистемы разработаны Центром разработки, российский центром компетенций по цифровизации управления активами «Деснол Софт».
Инструменты, расширяющие возможности решения
Мобильное приложение «Мобильная бригада»
Приложение работает в связке с 1С:ТОИР 2 КОРП, обмениваясь с системой информацией. Пользователи — «полевые» специалисты ремонтных служб: специалисты, которые получают задания на ремонты и отчитываются о выполнении, а также обходчики, регистрирующие дефекты, контролируемые показатели и наработку в рамках регламентных мероприятий. Руководитель подразделения имеет возможность удаленно контролировать факт выполнения работ и присутствие персонала на объектах.
Используя мобильное приложение, вы получаете:
- рост эффективности ваших подразделений по эксплуатации и ремонтам,
- повышение скорости реагирования, производительности, оперативности, мобильности персонала,
- повышение качества выполнения работ и исполнительской дисциплины.
Электронные курсы обучения
Разработаны электронные курсы обучения «ТОИР шаг шагом», «ТОИР 2 КОРП Шаг за шагом», которые предназначены для развития практических навыков работы с системой. Результаты применения курса: оптимизация затрат на внедрение системы, сокращение времени подготовки к работе в системе, повышение эффективности работы персонала.
Интеграционные возможности
Предусмотрена интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП со следующими информационными системами:
- «1С:ERP Управление предприятием 2»
- «1С:Управление производственным предприятием»
- «1С:Комплексная автоматизация»
- «1С:RCM Управление надежностью»
- «1С:Производственная безопасность. Промышленная безопасность»
- «1С:Документооборот»
- «1С:Управление торговлей 11»
- «1С:Номенклатура»
- «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
Предусмотрена интеграция 1С:ТОИР в КОРП со следующими системами, которые позволяют в автоматическом режиме получать данные с датчиков и контроллеров, снижают нагрузку на персонал и исключают возможность ошибок при вводе первичных данных:
- АСУ ТП
- Система мониторинга оборудования АИС «Диспетчер»
Пользователи системы
1С:ТОИР окажет неоценимую помощь руководству, сделав прозрачной структуру производственных активов, аккумулируя данные, которые можно представлять в виде отчетов для принятия управленческих решений. Для ремонтных и сервисных служб система является базовой поддержкой управления: в ней ведется огромный архив всей нормативной и технической документации, рассчитываются графики ППР, выписываются наряды на работы, ведется учет плановых и внеплановых работ, учет дефектов, наработки, контролируемых показателей и других необходимых данных. Система также помогает согласовать процессы, связанные с ТОиР, во всех подразделениях, имеющих отношение к управлению активами предприятия, ремонтам и обслуживанию основных фондов: финансы и бухучет, логистика и снабжение, управление кадрами.
Основные пользователи системы:
- специалисты службы главного механика;
- специалисты службы главного энергетика;
- специалисты службы главного метролога;
- специалисты службы КИПиА, АСУ ТП;
- специалисты инженерно-технических подразделений;
- специалисты подразделений эксплуатации и развития инфраструктуры;
- специалисты департаментов строительства;
- специалисты сервисных служб.
Преимущества решения
Для технического директора: аналитика
В системе можно вести список показателей, которые являются источником данных для расчета эффективности процессов технических/сервисных служб.
На основе статистических данных, полученных из 1С:ТОИР, вы можете:
- оцифровать потери производственного времени;
- рассчитать финансовый эффект потерь;
- определить направление улучшений (повышение доступности мощностей, увеличение качества, повышение производительности и т.д.);
- определить требуемые ресурсы для реализации мероприятий по улучшениям;
- реализовать мероприятия и провести анализ полученных результатов;
- расширить рамки отслеживаемых потерь;
- принимать решения — нужно ли ремонтировать оборудование, модернизировать или целесообразно его заменить; нужно ли сменить поставщика оборудования;
- готовить документацию и отчетность, отвечающие требованиям внутренних и внешних аудитов.
Для главного механика: учет, планирование и оперативное управление
Система позволяет значительно повысить точность и оперативность планирования, а также сократить сроки и затраты на закупку запчастей и выполнение регламентных и внеплановых работ.
С помощью 1С:ТОИР вы можете:
- создать реестр оборудования и других активов;
- вести учет своих активов;
- управлять работами по плановым и неплановым (аварийным) ремонтам;
- отслеживать исполнение работ;
- планировать ремонты и ТО и составлять графики планово-предупредительных ремонтов;
- использовать комбинированную стратегию управления ремонтами для разных активов (ППР, «по состоянию», риск-ориентированный подход для управления ремонтами критичного оборудования);
- оценивать эффективность выполненных работ;
- легко формировать отчеты по результатам.
Для линейного персонала: учет работ, трудозатрат и мобильное управление
В системе ведется учет всех работ и трудозатрат по плановым и неплановым ремонтам. Но это не единственное преимущество. Понимая специфику работы в ТОиР, разработчик «Деснол Софт» создал мобильное приложение для «полевой», или удаленной работы линейных специалистов.
Приложение «Мобильная бригада» используют:
- ремонтные специалисты, которые получают через приложение задания на ремонт, могут просматривать информацию по ремонтируемому оборудованию, отчитываться о выполненных работах, регистрировать новые дефекты;
- обходчики, которые выполняют регламентированные мероприятия: снимают с оборудования показатели наработки и контролируемые показатели.
Для ИТ-службы: администрирование и ИТ-поддержка
- Система 1С:ТОИР легко интегрируется в ИТ-ландшафт предприятия. Для этого есть штатные настраиваемые интеграции с теми программными продуктами, с которыми обычно обменивается данными 1С:ТОИР, — это 1С:ERP или 1С:УПП, 1С:ЗУП, 1С:ДО, 1С:УТ и другие.
- Включение/отключение 50 функциональных опций 1С:ТОИР 2 КОРП, которые уже предусмотрены в системе, позволяет менять ее функциональность в широких пределах и кастомизировать интерфейс.
- В системе открытый код — это означает, что решение можно дорабатывать под индивидуальные бизнес-требования (создавать отчеты, печатные формы и др.).
Сергей Сафонов, начальник службы управления надежностью ПАО «Химпром»:
«Для нас важны быстродействие системы и зрелость типового функционала 1С:ТОИР 2 КОРП, большое количество пользовательских настроек: тиражное решение можно адаптировать к процессам предприятия без программирования. Нам очевидно и еще одно преимущество современных решений — возможность провести внедрение в сотрудничестве с теми, кто эти решения разработал. И затем, если понадобится, получить техническую поддержку напрямую от разработчика».
Читайте кейс о цифровизации технического обслуживания и ремонтов оборудования с помощью 1С:ТОИР в ПАО «Химпром»
Возможности системы
Сокращение простоев и максимизация отдачи от оборудования
1С:ТОИР поможет обеспечить более четкую координацию действий между производством и ремонтной службой, сократить время как на подготовку к выполнению работ, так и выполнение ремонтов. По статистике наших проектов уменьшение сроков исполнения заказов на ремонты — от 15% (если используется только 1С:ТОИР) до 50% (с использованием мобильного приложения). Ускорение времени обработки заявок на ремонты — от 30% (только 1С:ТОИР) до 250% (1С:ТОИР + мобильное приложение).
Повышение качества планирования и бюджетирования ТОиР
Можно применять комбинированную стратегию ремонта для разного типа оборудования — ППР, «по состоянию», а также проактивные стратегии. Что касается бюджетирования, с 1С:ТОИР вы получаете инструмент реалистичного планирования и распределения средств. Используя систему, вы поймете, тратите ли вы на ремонты слишком много или, наоборот, недостаточно. Сможете контролировать подрядчиков или наладите работу внутри, если ведете ремонты хозспособом.
Ускорение получения отчетности
В среднем по результатам ряда проектов ускорение получения управленческой и регламентированной отчетности — 50%. При этом повышается качество данных — их точность.
Оптимизация складских запасов материалов и запчастей
За счет оптимизации планирования потребности материалов с учетом неснижаемого остатка вы сокращаете время поиска и ожидания со склада запчастей для выполнения работ по ТОиР, а также снижаете издержки.
Снижение трудозатрат и повышение производительности в подразделениях
Автоматизация всегда подразумевает ускорение и высвобождение рабочих рук. Персонал избавится от «лишних» и «ненужных» действий, специалистов можно будет переориентировать на решение производственных задач. В среднем сокращение трудозатрат в подразделениях — на 15–20%, рост производительности — на 30%.
Успешное прохождение внутренних и внешних аудитов
Внедрение системы 1С:ТОИР позволяет привести процессы ТОиР, документацию по оборудованию и отчетность в полное соответствие с требованиями российских и международных стандартов, а также контролирующих органов. В числе таких стандартов — международный стандарт управления активами ISO 55000.
Обеспечение безопасности и управление рисками
Для реализации риск-ориентированного подхода к управлению активами рекомендуется использовать систему «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживаем оборудования» совместно с «1С:RCM Управление надежностью». Выполняя RCM-анализ в 1С:RCM, вы учитываете вероятность наступления рисков, оцениваете стоимость последствий и создаете на этой основе оптимизированную программу техобслуживания и ремонтов для критичных активов. Эту программу можно выгрузить в 1С:ТОИР и выполнять мероприятия по обслуживанию с учетом всех факторов риска.
Иван Терещенко, ведущий специалист управления эксплуатации и развития инфраструктуры «Сахалин Энерджи»:
«Мы смогли реализовать большую часть задуманного для полноценного управления процессами технического обслуживания непроизводственных активов (жилого комплекса и офисов для сотрудников компании). Неоспоримое преимущество проекта внедрения 1С:ТОИР 2 КОРП — использование отечественной разработки, представленной на рынке ИТ-систем. Это плюс, учитывая относительную дешевизну по сравнению с иностранными системами и оптимальное соответствие функциональным требованиям. Система проста в поддержке, и в будущем мы сможем развивать ее собственными силами».
Функциональные подсистемы
- Учет оборудования и нормативов: сбор и поддержание в актуальном состоянии информации об оборудовании предприятия, его характеристиках, нормативах ремонта и ТО, а также ее предоставление остальным процессам ТОИР, консолидация и хранение электронного архива документов (чертежей, схем и пр.), предоставление персоналу ремонтных служб оперативного доступа к необходимым в работе документам и истории ремонтов оборудования.
- Учет показателей эксплуатации: для сбора, хранения и анализа сведений о техническом состоянии оборудования во время его эксплуатации.
- Планирование технического обслуживания и ремонтов: обеспечение надлежащей сохранности оборудования в перспективный период, поддержание нормативного уровня его технического состояния и работоспособности.
- Управление материально-техническим обеспечением ремонтов: обеспечение потребности предприятий в запасных частях (агрегатах, узлах и деталях), материалах, инструментах и оборудовании.
- Управление персоналом: определение численности необходимого ремонтного и эксплуатационного персонала, задействованного в выполнении ТО и ремонтов, их аттестация и допуск к работе.
- Управление нарядами и работами: формирование и учет выполнения нарядов на ремонтные работы и регламентные мероприятия, при необходимости формирование нарядов-допусков к ним, а также контроль степени выполнения ремонтных работ и учет выполненных ТО, ремонтов и регламентных мероприятий.
- Мониторинг показателей процессов (KPI) и формирование отчетности различной целевой направленности: отслеживание количественно определенных целей путем анализа показателей эффективности использования или обслуживания оборудования.
Подтвержденный экономический эффект от внедрения 1С:ТОИР
Компания «Деснол Софт» проанализировала экономический эффект цифровизации управления ТОиР на разных проектах с 2018 по 2021 год. Подсчитано в целом более 60 показателей по разным организациям и предприятиям. Здесь представлены средние значения.
- 20% — сокращение времени подбора и поиска информации по ремонтам и их стоимости.
- 30–70% — ускорение получения управленческой и регламентированной отчетности.
- 10–30% — ускорение обработки заявок (заказов на ремонт).
- 10–50% — сокращение сроков исполнения заявок (заказов на ремонт).
- 10–22% — снижение простоев.
- 35–54% — повышение коэффициента готовности оборудования.
- 59–80% — рост оборачиваемости складских запасов.
- 20% — сокращение страховых запасов ТМЦ.
- 15% — сокращение себестоимости ремонтов.
- 10–15% — сокращение операционных и административных расходов.
- 10% — сокращение производственных издержек.
- 15% — сокращение трудозатрат в подразделениях ТОиР.
- 20–35% — рост производительности труда.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании:
«За 2 года использования 1С:ТОИР коэффициент технической готовности насосного оборудования вырос с 65% до 98%, компрессорного оборудования — с 45% до 99%. Это означает, что мы практически решили проблему простоев. Кроме того, анализ статистики, получаемой из системы, не дал раздуть плановый бюджет на закупки оборудования — экономия составила 40%».