Найти тему
Время психологии

Психология – это набор всем и так известных истин? Зачем тогда изучать психологию?

Оглавление

Сегодня хочу обсудить важную тему: часто встречающееся заблуждение, что психологию нечего изучать, надо просто обладать естественной интуицией и хорошо владеть общедоступным «списком» всем и так понятных фактов. Почему это в корне неверное представление об этой дисциплине?

Во-первых,

Огромная часть того, что современный человек считает прописными истинами, когда-то не было таким само собой разумеющимся, а стало им именно благодаря науке (в т.ч. психологии). Со времён основания первой психологической лаборатории в 1879 году, сотни учёных из разных стран проводили десятки тысяч экспериментов и исследований, многие из которых и вылились в результаты, которые для многих являются «очевидным знанием» в наши дни.

Ну, например, вы наверняка слышали фразу «повторение – мать учения». Со школьной скамьи мы знаем, что чтобы лучше запомнить материал и он отложился у нас в памяти надолго, надо его периодически повторять, а не 1 раз прочитать и запомнить дословно навсегда. Но люди понимали и знали как работает наша память не всегда. Это не знание с которым мы рождаемся. В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз открыл «Кривую забывания» ("the forgetting curve"), о которой многие наверняка хотя бы краем уха слышали.

https://externat.foxford.ru/
https://externat.foxford.ru/

Эта кривая была создана экспериментальным методом и знание об этом напрямую повлияло на многие методики обучения, на систему образования в целом и на много что ещё.

Таких примеров масса, но многие факты настолько повсеместно звучат из каждого утюга, что мы уже не задумываемся о том, откуда они взялись. Даже банальные советы о применении определённых дыхательных практик для успокоения – это не просто сарафанное радио подцепившее чей-то единичный успех, а тоже результат исследований, которые потом популяризировали те же СМИ.

Во-вторых,

@thesunalsoreads
@thesunalsoreads

Многие открытия из области психологии на ежедневной основе применяются в самых разных профессиональных сферах: образование, набор персонала, маркетинг, продажи, криминалистика, общепит и др.

Несколько ярких примеров:

  • Скидки в магазинах. Человек намного активнее хочет купить товар, если скидка представлена в виде «-40% на всё!», нежели, когда мы просто видим перечеркнутую цену и вместо неё новую. Вам это кажется банальным знанием? А это результат исследований человеческого восприятия ("perception").
  • Размер порции vs размер тарелки. Когда тарелка сильно больше порции, человеку кажется, что он совсем мало съел, а, значит, можно заказать ещё что-нибудь. В крутых дорогих ресторанах пользуются этим знанием, если замечали. А это «психологическое знание».

Выходит, что со знаниями психологии (как и с любыми другими научными знаниями) мы не рождаемся. Многое, что мы видим и используем вокруг нас, кажется нам уже привычным, очевидным, но когда-то этого не было и кто-то это придумал, открыл, доказал. Во многих сферах так, и психология – не исключение.

Буду благодарна пальцу вверх статье, если было интересно! 🙏 Если есть вопросы, с радостью отвечу в комментариях, не стесняйтесь.

Возможно, вам будет также интересно:

✍️ Подписывайтесь на канал «Время психологии», чтобы не пропустить новые полезные статьи!