Сколько уже скандалов разразилось в нашем обществе из-за нарушения прав детей с особыми потребностями. В одном из городов жители подъезда взбунтовались против установки пандуса для детей-инвалидов, хотя именно для таких детишек тут было выделено помещение. Причину этого сложно понять: то ли вообще не хотели жители этого дома сталкиваться с патологией, то ли боялись, что возникнет конкуренция на парковке около их дома.
Не так давно скандал разразился из-за случайно попавшей на фото класса девочки с синдромом Дауна. Дескать, не хотим, чтобы такие неприятные фото были в памятном альбоме нашей ребятни.
Еще свежа неприятная ситуация с Натальей Липской, которая посчитала возможным выгнать с детской площадки, где гулял ее внучка, группу детишек с особенностями развития. Причина: «Они пугают мою внучку». Женщина была абсолютно точно уверена, что территория около элитного дома принадлежит только его жителям, а «пришлым» сюда вход закрыт. На женщину сразу же ополчились множество неравнодушных простых людей и медийных особ.
А сколько скрытых «баталий» происходит в классах обычных общеобразовательных школ, где появляется ребенок с особенными потребностями! Их тысячи, просто не из всех сделали «инфоповод».
Почему же многие люди не хотят видеть рядом с собой и своими детьми тех, у кого «особые потребности»?
Руководитель программы «Пространство общения», психолог Анастасия Рязанова (ИСТОЧНИК) считает, что причин такого отношения у окружающих может быть несколько:
1. Страх
Да, люди, не имея опыта общения с подобными детьми, могут банально бояться. Как мы боимся всего неизведанного и нового. Честно говоря, многие родители не очень понимают, чего можно ожидать от такого одноклассника своего ребенка.
2. Переживания, что процесс обучения изменится
Педагогу придется постоянно подстраивать учебный процесс под особенности такого необычного ребенка. Справедливое переживание родителей – а не будет ли это негативно сказываться на остальной массе учеников класса?
3. Предубеждения
Многие родители подвержены необоснованным страхам, что подобные нарушения в развитии особого ребенка могут каким-то образом передаться их отпрыску.
Психолог считает, что именно администрация и педагогический коллектив должны озвучить позицию: ребенок с особыми потребностями по закону имеет право обучаться в обычном классе вместе с другими детьми. И если это не нравится кому-то из взволнованных мам и пап, у них есть право забрать своего ребенка из класса, где на уроках сидит «не такой» ребенок.
Что же на практике
Это идеалистическая теория, а на практике же дела обстоят не столь радужно. Своим опытом делится психолог и Краснодара Болдова Ольга (ИСТОЧНИК).
Сколько уже раз на консультацию записывались обычные дети, которые не хотят идти в школу из-за вот такого «особенного одноклассника». Да, по закону ребенок с отклонениями в развитии имеет право обучаться со сверстниками. А что, если речь идет о ребенке с психическими отклонениями? Что если этот ребенок пищит, визжит, ползает по полу, бросается школьными принадлежностями в других ребят и «оттягивает» на себя все внимание учителя на уроке? Да, большинство учеников, у кого в классе есть подобные дети, уже привыкли к тому, что не стоит на такое обращать внимание. Они обходят стороной «чересчур активного Ванечку», потому что тот неожиданно может стукнуть или укусить. А если тебя Ванечка таки ударил по голове, то «давать сдачу» тоже нельзя, ведь этот мальчик особенный. Весь урок, вместо того, чтобы давать знания учащимся всего класса, среднестатистическая Марь Ивановна вынуждена «прыгать» около Ванечки, а остальным достаются «крохи» учебного времени, свободного от уговоров «сложного ученика». Учитель, по факту, остается один на один с проблемой, если на маме такого ребенка надеты «розовые очки», и она совершенно не понимает, отчего к ее ребенку могут быть претензии: «Да, он у меня особенный! Но это ваша работа – воспитывать и учить. И вообще, вы за это зарплату получаете!».
И знаете, что страшно? Не так давно один из сотрудников центра психического здоровья детей Михаил Иванов на одном из заседаний Совета по защите семьи, озвучил страшные статистические данные. За пять лет доктора и ученые наблюдают огромный рост психических расстройств среди детей. Такими темпами рост психических патологий у детей через пару-тройку лет увеличится на целых 20 процентов. А сколько еще в детских коллективах подобных детей, которым не поставлен диагноз, ведь не каждый родитель имеет смелось и желание признать, что с его отпрыском что-то не так. В большинстве случаев все списывается на недовоспитанность, избалованность ребенка.
Сегодня инклюзия – скорее красивый лозунг на бумаге, чем реальная помощь особенным детям. Учителя, дети и родители класса становятся заложниками ситуации. Они вынуждены мириться с проблемами на уроках только потому, что в классе находится ребенок, требующий индивидуального подхода или обучения в коррекционном классе. Они возмущены, и их можно понять. Как можно понять и вторую сторону конфликта: у особенных детей в обычном классе есть хоть мизерный, но шанс «тянуться за более сильными». Ведь в коррекционном классе его ждет незавидная участь – «деградировать рядом с отстающими».
А как вы считаете, должны ли дети с особенными потребностями обучаться в общих классах и играть на площадке рядом с обычными детьми?
Возможно вам понравится:
5 забытых привычек из Советского Союза, которые были бы полезны современным детям
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях. Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.