Найти в Дзене
Моряк Папай.

Навигация по методу "Исключительности". Как крейсер USS Belknap дорогу авианосцу не уступил.

Оглавление
Крейсер после столкновения и пожара. Источник "topwar.ru"
Крейсер после столкновения и пожара. Источник "topwar.ru"

22 ноября 1975-го года крейсер USS Belknap (CG-26) совершил столкновение с авианосцем USS Kennedy (CV-67) в Ионическом море. После столкновения начался сильный пожар уничтоживший настройку корабля практически полностью. Экипаж крейсера отстоял свой корабль с относительно небольшими потерями - 7 человек погибло на крейсере и еще один на авианосце, 48 были ранены на двух кораблях (в большинстве своем надышавшись дымом).

Повреждения авианосца. Источник https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/be/DN-SN-87-07322_USS_John_F._Kennedy_damaged_front_end_of_angled_deck.jpeg
Повреждения авианосца. Источник https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/be/DN-SN-87-07322_USS_John_F._Kennedy_damaged_front_end_of_angled_deck.jpeg

К такому результату привела цепь событий каждое из которых само по себе не могло стать причиной аварии, но сложившись вместе они привели к печальному результату.

В районе проходили учения кораблей США в районе учений находилось несколько кораблей USS John F. Kennedy (CV-67), USS Belknap (CG-26), USS Dale (CG-19), USS Claude V. Ricketts (DDG-5), USS Bordelon (DD-881), USS Thomas C. Hart (FF-1092), USS Pharris (FF-1094) и советский эсминец проекта 56 (который был в 15 милях от места происшествия и в событиях участия не принимал). Погода была хорошая, на мостике нес вахту опытный офицер, но его заместитель опыта управления кораблем в непосредственной близости с другими кораблями не имел и попал на корабль за 2 месяца до аварии.

Схема маневрирования. Источник http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/belknap_kennedy.jpg
Схема маневрирования. Источник http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/belknap_kennedy.jpg
  • Мелочь №1. Авианосец предает по радио приказ о повороте на курс 025 для приема самолетов. Вахтенный офицер решил притормозить до 5 узлов и пропустить авианосец. Капитан крейсера в это время отдыхал в своей каюте и с мостика ему о приказе не передали несмотря на его приказ об этом.
  • Мелочь №2. Экипаж не пользовался радаром, а следил за авианосцем визуально.
  • Мелочь №3. Палуба авианосца освещалась красными прожекторами которые затмевали своим светом ходовые огни авианосца с точки зрения крейсера.
  • Мелочь №4. Матрос сидевший на телефоне был неопытный и предавал команды тихо, в итоге команду "полный направо" вахтенные офицеры не услышали. Вахтенный все больше путался в позиции авианосца, вскоре он вызвал капитана на мостик. Потом последовал приказ вахтенного "Лева руля" и "Полный вперед". Авианосец наблюдая странные маневры запросил по радио крейсер "Что вы собираетесь делать?" (на тот момент дистанция между кораблями была 1500м), на что с крейсера передали, "У меня руль на лево, переходим к курсу 190". Капитан авианосца в ответ на это передал приказ крейсеру "Полный правый руль, полный правый руль немедленно".
  • Мелочь №5. Капитан только что поднявшийся а мостик, ему явно не смогли объяснить ситуацию, отменил приказ вахтенного и скомандовал "Руль полностью на право" и "Полный назад" . Но крейсер из-за частых перекладок, руля уже не слушался и шел ровно. В то же время капитан авианосца приказал "Право руля полностью" и "Полный назад". Перед ударом крейсер переложил руль опять влево пытаясь уйти от прямого удара.

Крейсер ударил авианосец в 22:01 на скорости 9-13 узлов.

Источник http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/belknap_kennedy_02.jpg
Источник http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/belknap_kennedy_02.jpg

Крейсер повредил заправочные станции авианосца, которые были настроены на выдачу топлива, на крейсер под давлением хлынул авиационное топливо JP-5. На авианосце через 90 сек. подачу топлива закрыли, но на крейсер успело вылиться 5600 литров. На авианосце вспыхнул пожар в кладовых ЗИП для самолетов но он был быстро потушен.

На крейсере удар об авианосец снес часть мостика, топливо попало в газоходы и начался сильный пожар. Крейсер моментально лишился хода так как котлы остановились, насосав дыма в воздухозаборники. После в кормовом машинном отделении раздался взрыв, половина погибших вв этой аварии погибли из-за этого взрыва. Вскоре в ручном режиме запустили аварийный дизель и начали тушить пожар. С пожаром героически боролась 3 разные группы, причем каждая группа думала что они остались одни. Команда боролась героически, за борт никто не прыгал.

Крейсер после пожара. Источник. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/70/DN-SN-87-07295_USS_Belknap_damaged_superstructure_after_collision.JPEG
Крейсер после пожара. Источник. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/70/DN-SN-87-07295_USS_Belknap_damaged_superstructure_after_collision.JPEG

После подоспели эсминцы USS Claude V. Ricketts (DDG-5) и USS Bordelon (DD-881). Один из них даже умудрился столкнуться с горящим крейсером и помять себе настройку. В 6 утра пожар потушили и взяли крейсер на буксир. Крейсер сильно пострадал от пожара настройка была полностью уничтожена, она просто расплавилась.

Капитан авианосца признана невиновным, капитана крейсера обвинили в том что на мостике был нетренированный персонал, но в плюс записали то что борьба за живучесть была организованна прекрасно. Вахтенного признали виновным в столкновении. Капитан Белкнапа получил выговор в письменном виде, стандартное наказание для американских офицеров в таких случаях, обычно смертельно для будущей карьеры, но можно дальше служить если хочешь. OOD попал под трибунал.

Но худа без добра не бывает, так как корпус находился в отличном состоянии было решено использовать его в качестве прототипа системы "Иджис". В итоге корабль отремонтировали, и он был самым современным кораблем до ввода в строй крейсеров типа Тикондерога.

Заключение.

Я раньше писал о столкновении эсминца Джон Маккейн с танкером, так вот за почти 50 лет ничего не поменялось. Ситуация очень похожа, на корабле царит бардак в упралеении но при этом борьба живучесть на высоте. Я постараюсь позже найти еще несколько интересных случаев столкновений кораблей ВМС США. По количеству аварий они тоже впереди планеты всей.

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Другие стати по теме:

Про столкновение эсминца Джон Маккейн с танкером.

Про столкновения эсминца Fitzgerald и контейнеровоза.