Найти тему
Елена Ковачич

КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ПАНДЕМИЯ COVID-19?

Была же «испанка» - грипп, который унес гораздо больше жизней, чем COVID-19, но через два года он исчез. Длилась пандемия с 1918 по 1920 гг. Мы уже на этом пороге – пороге двухлетия ковида, а воз и ВОЗ и ныне там. То есть ничего не можем по большому счету. Только паллиативные меры, так сказать!

«Омикрон – рекордсмен по мутациям на сегодняшний день», – сообщил на Общем собрании РАН (14.12.21) академик Василий Акимкин. Он рассказал также об эволюции SARS-CoV-2 и ситуации со смертностью в мире. «Наибольшее количество летальных исходов зарегистрировано в американском регионе. <...> Россия сегодня находится на стадии снижения по заболеваемости», - обнадежил ученый.

Омикрон появился уже в 77 странах. Распространение чрезвычайно быстрое, что тревожит ВОЗ. Его глава заявил, что вакцинации может оказаться недостаточно для борьбы с новым штаммом, а потому потребуются меры санитарной защиты.

В России, как сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова 16 случаев заболевания омикроном. В целом страна на 94-м месте по заболеваемости COVID-19 на 100 тысяч населения и на 54-м – по среднесуточной заражаемости.

Это, конечно, радует, как и идея, высказанная министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым о важности фундаментальной науки в борьбе с пандемией. Пандемию он назвал кризисом, унесшим жизни миллионов жителей Земли. «Когда возникают подобные кризисы, и наука их принимает, — это уникальная возможность показать, насколько важны фундаментальные исследования», - отметил министр.

Об успехах ФМБА рассказала Вероника Скворцова, глава этого ведомства. SARS-CoV-2 – предмет изучения на 57 территориях РФ. Специалисты хотят выяснить его влияние на организм человека с учетом индивидуальных особенностей. Разработали систему АмплиТест для определения точного РНК вируса. Также создан новый препарат для противовирусной терапии коронавируса под названием "МИР 19". Он проходит регистрацию.

«В пандемию снизился темп психического развития детей», – доложила о результатах исследования ученых президент РАО Ольга Васильева. Она отметила важность работы специалистов по школьной медицине. А еще – «79% учителей испытывают неудобства в связи с переходом на дистант несмотря на то, что школьное руководство обеспечило все необходимые условия для перехода. Учителя стали гораздо сильнее уставать на дистанционной работе».

О противоэпидемических мероприятий от COVID-19 доложи член-корреспондент РАН Сергей Борисевич. По его словам, «в мире использовано более 8 млрд доз вакцин».

О нашей вакцине «Спутник» в докладе представителя разработчиков Дениса Логунова было сказано: «Применено в практике уже более 200 млн доз вакцин Спутник V и Спутник light. Несмотря на то, что ведётся постоянный мониторинг в клинике, в гражданском обороте, мы рутинно тестируем эффективность нашей вакцины против всех вариантов, вызывающих озабоченность».

«Можем ли мы каждые 3, каждые 6 месяцев ревакцинировать людей? - Конечно нет, нам нужно обязательно параллельно развивать ещё и следующий подход - создание вакцин с обновленным антигенным составом. Центр планомерно ведёт такую работу», - отметил Логунов.

«Вирус без макроорганизма, без нас, жить не может. Поэтому таргетное влияние на вирус немного ограничено тем, чтобы не влиять серьезно в плане побочных эффектов и на макроорганизм. Здесь две возможности: предотвратить проникновение вируса в клетку и предотвратить его репликацию», - заявила член-корреспондент РАН Оксана Драпкина, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России.

Когда слушаешь эти сообщения, становится, вроде, спокойнее – столько всего делается. Но при этом возникает мысль, как в известной фразе – «если ты такой умный, что же такой бедный?» Если вы все так хорошо представляете и делаете, почему до сих пор умирают россияне? Почему миру не удается остановить пандемию. Была же «испанка» - грипп, который унес гораздо больше жизней, но через два года он исчез. Длилась пандемия с 1918 по 1920 гг. А мы уже на этом пороге – пороге двухлетия ковида, а воз и ВОЗ и ныне там. То есть ничего не можем по большому счету. Только паллиативные меры, так сказать!

И вот на этот вопрос я не смогла получить ответ в докладах. Потому что все они – доклады – были конкретны, направлены на узкоспециальные вопросы, а общего заключения, обобщения и осмысления ситуации не случилось. Увы…