Найти тему
Сценарист.ру

Описание массовых сцен в киносценарии: эпическая битва, пиршество и тп

Битва
Битва

Таких сцен следует избегать, но иногда они неизбежны. Как их описать?

Чаще всего эти сцены представляют из себя один эпизод. В некоторых случаях — несколько эпизодов. В редких случаях — это целый фильм. Например, старенький советский фильм «Гараж».

Начинать следует с общего описания места действия. Такое описание не должно превышать половину страницы, быть ярким и лаконичным. Например:

За празднично убранным столом сидят, тесно прижавшись друг к другу, нарядные старички и старушки. В центре стола стоит огромнейшая бутыль чистого, как слеза, самогона.

Во главе стола, рядом со столетним ДЕДОМ сидит Зверев. Все старички, без исключения, позвякивают и поблескивают разнообразнейшими медалями. Ухоженная, окладистая серебряная борода столетнего Деда прикрывает четыре георгиевских креста.

Золотистая вареная картошка, плошки с холодцом, квашеная капуста, грибы соленые и маринованные, огурцы свежие и малосольные, помидоры, словом, осеннее великолепие заполняет все свободное пространство огромного стола, покрытого белоснежной, с вышивкой по краю, скатертью.

Мелодичное позвякивание вилок и медалей дважды прерывается для молчаливого распития самогона из граненых, стограммовых стопок.

Когда определились с диспозицией, переходите к отдельным сценам. Пространство делится на части, каждая часть пространства получает название, некую привязку к местности. В случае пира: ВО ГЛАВЕ СТОЛА; КРАЙ СТОЛА; ВЫХОД НА КУХНЮ; У ОКНА; У ДВЕРИ и тп. В случае эпической битвы: ПЕРЕДНИЙ КРАЙ; ЛЕВЫЙ ФЛАНГ; БРУСТВЕР ОКОПА; ВРАЖЕСКИЙ РЕДУТ и тп.

Для каждого такого места действия создавайте отдельную сцену. Если у вас несколько эпизодов, следите за тем, чтобы они были объединены единым действием. То же самое относится и к сценам, но некоторые из них могут быть проходными. Например, герой, перемещаясь от одного места к другому, может слышать обрывки разговоров (для каждого — отдельная сцена), получая необходимую информацию, которая в пределах эпизода предоставит зрителю законченную картину происходящего.

Если персонаж во главе стола обращается к кому-то на дальнем конце стола, то сцена будет ВО ГЛАВЕ СТОЛА, то есть, внимание режиссера, оператора и зрителя будут обращены к этому персонажу, а с дальнего конца стола будет слышен только выкрик. Оператор может (или не будет) дать крупный план отвечающего, но это режиссерская работа. Вам об этом думать не надо, писать надо только с точки зрения главного героя этой сцены и использовать название места его действия в заголовке сцены.

Ряд событий можно показать монтажной склейкой. Например:

МОНТАЖНАЯ СКЛЕЙКА

Первый ряды пехоты поднимают щиты, принимая на себя град стрел. Двое пехотинцев падают, поражённые стрелами в ноги.

Корсак подхватывает штандарт из рук раненого знаменосца и направляет своего гнедого к переднему краю, пока арбалетчики заряжают новые стрелы.

Группа резерва скачет во весь опор через перелесок чтобы зайти во фланг противника.

Пехота с диким боевым кличем бросается вперёд.

И тп.

У каждого эпизода и каждой сцены (кроме проходных) должен быть главный герой, у которого есть некая цель, которую он достигает через препятствие. Эпизод и связанная с ним сцена / сцены должны с чего-то начинаться и чем-то заканчиваться, то есть, иметь трёхактную структуру.

Прежде чем приступить к написанию подобных сцен, найдите пару-тройку фильмов с похожими сценами. Просмотрите их и проанализируйте по тому алгоритму, который я только что описал. Определите в этих сценах эпизоды и сцены, посмотрите, как это сделано. Если вашего воображения недостаточно для ярких описаний событий, то можете просто адаптировать увиденное применительно к вашим обстоятельствам. Это будет не плагиат, а цитирование — вполне себе распространённый приём в кинематографе, о котором вряд ли кто вообще узнает.

Удачи!