Найти в Дзене
Visit Tyumen

«Дом мастеров»: все, что вам нужно знать о моде и быте сибиряков прошлых столетий

Сибиряки – народ трудолюбивый. Ещё бы, попробуй в таком климате полениться, да полежать на печи. Вот и хлопотали не покладая рук с утра до вечера. Развивали сибирские ремёсла на радость себе и потомкам. И так славно потрудились, что на целый музей хватило. Он в Тобольске так и называется – «Дом мастеров».

«Встречают по одёжке» – эту пословицу сибиряки хорошо знали и к своему внешнему виду относились весьма трепетно. Если бы человек прошлого увидел, как люди XXI века ходят в одном и том же «и на парад, и в Красную Армию», пришел бы в ужас.

По мнению сибиряков, одежда была: повседневная грязная (хлопотать по хозяйству), повседневная чистая (гостей принять) и праздничная.

Домохозяйства обеспечивали себя тканью самостоятельно. Поэтому в каждой избе имелись инструменты: прялки, веретёна и ткацкие станки. Были они в женском ведении, ведь прядением и шитьём занимались хозяйки. В основном в холодное время года, когда крестьянской работы было меньше всего. За зиму такая «артель» выдавала 30 – 50 метров домотканого полотна.

Ткали не только одежду, но и знаменитые сибирские ковры. Их можно легко узнать по рисунку – крупные цветы на черном или красном фоне. Один такой ковёр стал всемирно известен – получил высшую награду на Парижской выставке в 1890 году.

Отличительной особенностью сибирских ковров являются крупные цветы
Отличительной особенностью сибирских ковров являются крупные цветы

Сибирскую прялку можно сразу узнать – она особенная. Все части в ней выполнены из единого древесного ствола, переходящего в корень. А верхняя часть не расписана, как в центральных областях России, на ней вырезан узор. Называется такая прялка «корневушкой».

В XX веке фирма «Зингер» открывает в Тобольске своё представительство, и сибирячкам становится доступна легендарная швейная машинка. По карману она была не всем, только очень состоятельным дамам. Но «Зингер» охотно продавал свои машинки в рассрочку.

Инструментов для ткачества сохранилось гораздо больше, чем самой одежды. Это и понятно, крестьяне использовали бельё пока совсем не прохудится. А потом пускали на ветошь – в хозяйстве всё пригодится, до последней ниточки!

Такая рачительность чувствуется и в мужском зале музея. Там, где представлены охота, рыболовство и другие ремёсла, которыми занималась главы крестьянских домов.

Всё в сибирском хозяйстве делалось основательно. Если уж плёл мастер корзинку, то так туго, что даже вода не могла просочиться сквозь прутья. Если охотился на пушного зверя, то использовал особые стрелы, что не портят ценную шкурку.

Кору деревьев сибиряки знали и использовали, но только для посуды. Лапти в этих краях никогда не носили. А шили кожаную невысокую обувь – чирки. На ноге они держались с помощью шнурка и считались повседневной обувью. По праздникам же надевали сапоги.

Сибиряки побогаче стремились украсить своё жилище. Особенно печь – центр притяжения любого дома. Так в окрестностях Тобольска зародился интересный промысел – изготовление печных изразцов.

Изразец
Изразец

На одну печь уходило до 150 таких плиток и стоила такая работа до 20 рублей. К сравнению, крестьянский дом со всеми постройками можно было справить за 5 рублей.

А говорят, у первого губернатора Сибирской губернии Матвея Гагарина было 20 изразцовых печей! Несметное сокровище, по тем временам.

Прогулявшись по музею, просто заражаешься творческой энергией. Руки так и просят что-то смастерить. И пожалуйста, в музее «Дом мастеров» только этому и рады. Здесь же в здании находится гончарная мастерская.

Даже если нет выдающегося художественного таланта – не беда, говорят здесь мастера. Каждый может создать из глины посуду или памятный сувенир. Можно даже прийти группой до 15 человек, всем места хватит!

И не стоит оставлять детей дома, в мастерской им рады. Малыши от 3 лет легко справятся с небольшими поделками из глины. А ребятишек старше 6 лет даже за настоящий гончарный круг посадят – впечатление на всю жизнь!

-13

Вот такой творческий музей «Дом мастеров».

Автор: Ирина Козубовская