Найти тему

Iron Maiden. Призраки средневековья. 1980-1990

Здравствуйте.

Как к ним ни подступись, всё равно кто-нибудь да скажет, что автор не о том написал, не ту музыку выбрал, не в том ключе изъяснился. Но попытку сделать хочется, потому что Iron Maiden для меня является очень важной группой, одним из главных столпов, если можно так выразиться, на которых держится моё музыкальное взросление и дальнейшее отношение как к рок-музыке, так и к качеству исполнения, умению обращаться с инструментами. И поэтому сегодня статья не о музыке heavy metal, а о выдающихся музыкантах, её исполняющих, об их таланте и об умении вызвать у слушателя в голове целый рой видеорядов, образов, фантазий и ассоциаций. Есть у меня их любимый альбом, но о нём позже, есть признанные миром и критиками пластинки и хиты, но они не всегда лично у меня вызывают те эмоции, за которые я люблю и благодарю этих британцев.

Есть ли среди читателей (а типичные ботаники сюда даже по ошибке вместо сайтов по цветоводству и разведению устриц в домашних условиях не забредают) кто-то, не слышавший хотя бы название Iron Maiden? Их музыки можно чураться, как устойчивый троечник - вызова к доске, можно ненавидеть, как добрые коммунисты - мир вечно загнивающего и злого капитала или же презирать, как это делает существо разумное по отношению к одноклеточным, у которых из важных органов имеется только рот. Вариаций выражения нелюбви тьма, но если вы любите Музыку, именно с большой буквы, и знаете, какой она бывает, вы не будете отрицать, что эта пятёрка (на сегодняшний день их шестеро) - виртуозы своего дела. Их сыгранность и гармоничность, а также умение ловко перепрыгивать между ритмами поражают.

Но хватит слов. Давайте слушать. Первый альбом вышел в 1980-м году, имеет название, как и группа, Iron Maiden, с Полом Ди’Анно у микрофона. Мне его вокал и манера не нравятся, но из песни, как говорится... Любимая в альбоме - инструментальная Transylvania, но во имя справедливости здесь должна стоять Prowler, достигшая первого места в метал-чарте и с которой началась история Железной девы.

Тогда же появился Эдди - пожизненный талисман Iron Maiden, до сих пор в различных ипостясях и интерпретациях маячащий на всех обложках.

Iron Maiden. Обложка дебютного альбома, 1980.
Iron Maiden. Обложка дебютного альбома, 1980.

Прошу опустить руки с дрынами, каменьями и тухлыми помидорами, ибо ваш покорный слуга проходит мимо альбома Killers 1981-го. Много раз пытался его слушать, но не получается, вокал Ди’Анно в первом альбоме ещё могу вытерпеть, но здесь - увольте. И наконец-то, на следующей пластинке мы слышим уже Сирену-Брюса, Брюса Дикинсона, который кроме своего участия в Iron Maiden заявлен как писатель, спортсмен (фехтовальщик), пилот гражданской авиации, теле- и радиоведущий, автор книг и сценарист, продюсер. Достаточно? Но главное - у него мощнейший вокал, таких поищи. Он входит также в десятку лучших фронтменов рок-музыки. Вот, смотрите, его начало в группе, заглавная композиция альбома 1982 года The Number of the Beast. Номер 1 в Великобритании и в первой десятке в США, Канаде и Австралии.

А после этого альбома - ещё одна удача, место за барабанной установкой Iron Maiden занял Нико Макбрэйн и слился с ней навсегда. В списке 50 лучших барабанщиков рока по версии журнала Classic Rock занимает 11 место, обогнав таких музыкантов, как Bill Ward (Black Sabbath), Lars Ulrich (Metallica), Roger Taylor (Queen) или Nick Mason (Pink Floyd). А пластинка Piece Of Mind 1983-го впервые в США стала платиновой. Это один из лучших альбомов, давайте послушаем Revelations оттуда. Местами тягучая и липкая как смола, а иногда - резвая, словно ртуть на градуснике при попеременном замере температуры в кипящем чайнике и морозильной камере.

При всех достоинствах уже упомянутых участников группы, а также бесспорном таланте и умениях гитаристов Эдриана Смита и Дэйва Мюррея, нельзя не сказать, кто же бессменный лидер группы с 1975 года и по сей день. Это басист Стив Харрис, автор большинства песен коллектива. Басистом он стал, как говорится, волею судеб. Маленькая лондонская квартирка не позволяла разместить в ней ударную установку, о которой мечтал Стив, поэтому пришлось купить бас-гитару. И прекрасно, ведь мог и треугольник купить. Или бубен.

Powerslave 1984-го показался неинтересным, сегодня проедем мимо него транзитом. По непонятному стечению обстоятельств моим любимым альбомом стал Somewhere in Time 1986-го, не самый яркий, но заслушанный до дыр и заученный в голове наизусть. Любимая в нём - эта, финальная. Какая мелодия, ууууу...

В 1988-м вышел Seventh Son of a Seventh Son, более мелодичный по сравнению с ранними работами, как собственно и предыдущий. Тексты песен складываются в рассказ о жизни ребёнка, наделённого провидческими способностями и страдающего от этого. Альбом основан на книгах фантаста Орсона Скотта Карда. Крутейшая 10-минутная заглавная - это целый мир. А посмотреть клип можно на эту, киношно-мультяшную и классную.

И закроем крышку сегодняшнего ларчика альбомом 1990-го года, No Prayer for the Dying, о более поздних не смогу говорить от души, не зная хорошо материала. Несмотря на негативные отзывы критиков, альбом докарабкался до 2-го места в британском чарте UK Albums Chart. А особенно нравится композиция Mother Russia. "Мать-Россия, пляски царей...". И с первых аккордов в голове проносятся тройки с румяной молодёжью, гадание на Святки, полукруг из девушек в кокошниках, подпирающих указательными пальцами скулы и мерно покачивающих головами, а перед ними парни в красных рубахах исступлённо крутят ногами подсечки и прыгают на руках...

Iron Maiden - подарок для любителей не плоской, а разнообразной и постоянно меняющейся рок-музыки с исполнением на высочайшем техническом уровне. Спасибо вам, средневековым воинам инквизиции, за 40 лет удовольствия. До встречи.