XIV век до н.э. Ближний Восток
Когда правители Египта Яхмос I, Тутмос I, Тутмос II, Тутмос III подчиняли своей власти земли Речену (1) и Ханаана (2), они, как правило, оставляли местных царьков во главе их владений. Но ставили их деятельность под контроль своих наместников, так называемых «царских посланцев», постоянно находившихся в завоеванных землях и имевших свои, резиденции, территории и воинские отряды для присмотра за местными владетелями.
Таких «царских посланцев» в азиатских владениях Египта было три.
Их резиденциями были города Цумур (вар.: Симира), Кумиди, Газа.
«Царский посланник» из Цумура приглядывал за правителями Речену и части Финикии.
«Царский посланник» из Кумиди – территориями Заиорданья и Южного Речену.
«Царский посланник» из Газы – за владетелями Ханаана.
Где много царьков, там обязательно будут конфликты, земельные споры, военные стычки, грабежи и налеты на селения друг друга и т.д. Именно эти безобразия обязаны были пресекать «царские посланники», ну и, разумеется, следить за своевременной выплатой дани великому царю государства Та-Мера (совр.: Египет).
В дни правления царя Та-Мера Аменхотепа III произошла ссора двух владетелей – соседей на территории поднадзорной «царскому посланнику» из Кумиди. В те дни эту должность исполнял египетский чиновник по имени Пухури.
Поссорились между собой правитель государства Кудшу (3), расположенного на перекрестке военных и торговых путей, ведущих из Речену в Ханаан, и сосед Кудшу с юга. Правителя Кадеша звали Аитакамма, а его противника Намийаваза.
Что послужило причиной ссоры - неизвестно. Зато сама ссора…
Сначала шли гневные словесные взаимные обвинения и оскорбления.
Затем взялись за оружие.
Намийаваза собрал отряд, ворвался во владения Аитакаммы, сжег дом отца Аитакаммы и ряд селений. А еще ряд селений передал людям «са-газ» (4), чьи банды и отряды кочевали по пустыне, занимались грабежом или нанимались в наемники.
Аитакамма, как и полагалось по закону, подал жалобу в Кумиди. Но Пухури было недосуг заниматься этой жалобой, и он отмахнулся от нее.
Аитакамма понял, что ждать решения его вопроса в верхах не приходится, и решил восстановить справедливость и стребовать ущерб, нанесенный ему Намийавазой, своими методами. Он собрал отряды, разгромил в битве Намийавазу и его наемников из людей «са-газ», вернул все свое и прихватил часть селений соседа.
Теперь жаловаться стал Намийаваза.
Не надеясь на Пухури, Намийаваза отослал свою жалобу в Ни (5), столицу Та-Мера ко двору Аменхотепа III.
Правитель лично разбирал жалобу. Но так между Царским домом Та-Мера и Царским домом Митанни, могущественного государства на северо-востоке от Речену, были тесные и дружеские связи, а Намийаваза был выходцем из Царского дома Митанни, то Аменхотеп III занял сторону Намийавазы.
Аитакамме предписали возместить ущерб, причиненный Намийавазе и… возместить военные расходы последнего.
Настроения Аитакаммы после подобного понятны. О конфликте узнали в далекой Хаттусе, столице «страны Хатти» (империи хеттов), и правитель последней царь Суппилулиума предложил Аитакамме сменить покровителя.
Аитакамма с радостью согласился и стал преданным и стойким защитником хеттских интересов в центре египетских владений в Речену - Ханаана.
Это привело при преемнике Аменхотепа III, царе Эхнатоне, к крушению власти Та-Мера (Египта) в Речену и Ханаане.
А виноваты были «царский наместник» Пухури и его лень. Разберись Пухури с конфликтом в самом его начале и хетты не имели бы союзника в стратегически важном месте.