Верховный суд счел, что длительное неисполнение приговора суда причиняет осужденному нравственные страдания.
Осужденный попал в колонию через 4 года после приговора
В апреле 2014 года житель Республики Коми был осужден к 3 годам лишения свободы по ч. 4 ст. 264 УК РФ: находясь за рулем в нетрезвом состоянии, он сбил человека насмерть, а затем оставил место ДТП. В качестве дополнительного наказания осужденного на 2 года лишили права управления транспортными средствами.
В колонию-поселение мужчина должен был проследовать самостоятельно, получив соответствующее предписание в территориальном подразделении ФСИН. Однако суд ошибочно направил копию приговора в уголовно-исполнительную инспекцию, которая вопросами лишения свободы не занимается. В силу ст. 16 УИК РФ такие инспекции призваны исполнять наказание, не связанное с изоляцией от общества.
Осужденный неоднократно обращался в управление ФСИН по месту жительства, однако предписание о явке в колонию получил только через 4 года — в феврале 2018 года.
Моральная компенсация за 4 года ожидания тюрьмы
Уже находясь в местах лишения свободы, осужденный обратился в суд с иском о взыскании с органов ФСИН в его пользу компенсации морального вреда в размере 3 млн руб. Свои требования мужчина аргументировал тем, что в ожидании наказания он вынужден был уволиться с высокооплачиваемой работы и устроиться на другую — с гораздо меньшей зарплатой.
Кроме того, помимо основного наказания ему было назначено дополнительное — лишение водительских прав, которое в силу ст. 33 УИК РФ исполняется только после отбытия основного. Таким образом, длительное неисполнение приговора значительно отсрочило окончание срока действия запрета на управление транспортными средствами.
Суды: вины ФСИН в неисполнении наказания нет, моральный вред не положен
Суды трех инстанций отказали осужденному в возмещении морального вреда. Судьи отметили, что исполнять приговор должно было региональное управлении ФСИН, и оно эту обязанность исполнило. Так, управление ФСИН получило копию приговора в январе 2018 года, после чего выдало истцу предписание о явке в колонию в сроки, установленные ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ.
4-летнее бездействие уголовно-исполнительной инспекции, которая является структурным подразделением ФСИН, суды никак не прокомментировали.
ВС РФ: отказ в компенсации морального вреда неправомерен
Верховный суд со своими предшественниками не согласился. По мнению судебной коллегии, длительное бездействие сотрудников уголовно-исполнительной инспекции действительно причинило осужденному нравственные страдания. Нижестоящие инстанции должны были принять во внимание, что за 4 года УИИ не уведомила региональную ФСИН о направлении копии приговора не по адресу.
Таким образом, по вине работников уголовно-исполнительной системы осужденный в течение 4 лет пребывал в состоянии неопределенности. Ожидание предстоящего наказания не давало ему возможности устроиться на постоянную работу, строить долговременные планы и т. д. А значит, отказ в возмещении морального вреда неправомерен.
Тройка судей отменила решения нижестоящих инстанций, и теперь апелляционному суду предстоит рассмотреть дело заново.
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 26.10.2021 № 3-КГ21-5-КЗ