Как на смену работящей лошади, пришел свирепый медведь.
В начале XX столетия в Финляндии широкое распространение получили ножи с навершием в виде лошадиной головы. Конь был надеждой и опорой местных фермеров, его изображение на основном финском инструменте выражало признательность животинки.
Но с началом Советско-финляндской (1939-1940) войны ситуация резко изменилась. Теперь нож был не просто инструментом, а еще и оружием. На смену хозяйственной и работящей лошадки закономерно пришел новый образ - свирепый и бесстрашный медведь.
Конечно, специально никто ничего не придумывал. Скорее всего, эта смена произошла сама собой. Возможно, какой-то из бойцов, в перерыве меж боями, коротая время в окопе, вырезал на своем пуукко навершие в виде головы хозяина леса. Другой боец увидел, повторил, и понеслось. Думаю, дело обстояло именно так.
Затем идею подхватили умельцы в небольших мастерских, которые поставили все это дело на поток. Силуэт не сложный, легко узнаваемый в руку ложиться хорошо (это тебе не лось какой-нибудь с огромными рогами), да и сам образ медведя как никогда кстати. Так появился Karhupuukko – финский медвежий нож.
Любопытно, что после окончания войны производство ножей с таким навершием практически сразу сошло на нет.
Еще спустя время кто-то одна из крупнейших ножевых компаний Финляндии смекнула что животных то по лесам еще много и на ряду с медведем у серийных производителей, таких как J.Marttiini, стали появляться лоси, рыси, рыбы.
Вернулись и медведи. Только уже не деревянные, а литые, которые снова стали закупаться военнослужащими, но уже как сувениры и дань традициям.