Найти в Дзене

«Ведьмак» 2002, серия 10. Меньшее зло, или Предложение, от которого нельзя отказаться

Обзор на предыдущую серию здесь. На этот раз экранизация самого сильного рассказа Сапковского «Меньшее зло» с элементами фантазии сценариста. Итак, Фальвик вместе с бандитами и рыцарями врывается в храм и требует от Нэннеке выдать им княжну Цириллу. Жрица интересуется, есть ли у них ордер на обыск — то есть письмо от князя Эреварда. Перепалка между Фальвиком и Нэннеке заканчивается пощечиной, которую отвешивает рыцарь настоятельнице уважаемой обители. В книге он был тот еще тип, но на такое бы не осмелился. Однако у нас тут не книга. Так как жрица молчит, Фальвик рассказывает ей о тридамском ультиматуме — в рассказе Геральт слышит эту историю от войта Кальдемейна в Блавикене. Рыцарь недвусмысленно намекает, что он прикажет перебить всех эльфов-беженцев, пока она не расскажет, где княжна. Далее следует очень тяжелая и противная сцена: рыцари привязывают к столбу эльфийку и ее дочку и целятся в них из арбалетов. Расправу не показывают, но все и так понятно. Вообще сагу о ведьмаке нельз

Обзор на предыдущую серию здесь. На этот раз экранизация самого сильного рассказа Сапковского «Меньшее зло» с элементами фантазии сценариста. Итак, Фальвик вместе с бандитами и рыцарями врывается в храм и требует от Нэннеке выдать им княжну Цириллу. Жрица интересуется, есть ли у них ордер на обыск — то есть письмо от князя Эреварда. Перепалка между Фальвиком и Нэннеке заканчивается пощечиной, которую отвешивает рыцарь настоятельнице уважаемой обители. В книге он был тот еще тип, но на такое бы не осмелился. Однако у нас тут не книга.

Так как жрица молчит, Фальвик рассказывает ей о тридамском ультиматуме — в рассказе Геральт слышит эту историю от войта Кальдемейна в Блавикене. Рыцарь недвусмысленно намекает, что он прикажет перебить всех эльфов-беженцев, пока она не расскажет, где княжна. Далее следует очень тяжелая и противная сцена: рыцари привязывают к столбу эльфийку и ее дочку и целятся в них из арбалетов. Расправу не показывают, но все и так понятно. Вообще сагу о ведьмаке нельзя назвать светлой и легкой сказочкой, но такая жесть там началась все-таки не сразу, а только с четвертой книги. Авторы решили усилить темные моменты с самого начала.

Кадр из сериала «Ведьмак»
Кадр из сериала «Ведьмак»

Нэннеке намерена стоять до конца, тогда Фальвик обращается к жрицам. Отвечает ему только вещунья Иоля. Она говорит, что знает о том, что погибнет сегодня, однако предсказывает Фальвику, что он вместе с Ренфри последуют за ней в течение месяца. Бывший ведьмак, а нынче палач собирается осуществить для Иоли ее предсказание, но тут выходит Цири. Малышка вызывает огонь на себя и соглашается уехать с рыцарями. В этот момент девочка (Марта Битнер) ведет как настоящая королевская особа, с достоинством и величием.

У Иоли начинается припадок, Нэннэке предупреждает Фальвика, что о его поступке завтра же узнает все, от монархов до простолюдинов, но рыцарь лишь ухмыляется. В лесу он встречается с Ренфри и напоминает, что никто в храме не должен выжить. Это странный момент, так как в финале предыдущей серии мне показалось, что она уже въехала вместе с рыцарями ордена в обитель.

Пока разбойница со своими головорезами сжигает обитель Мелитэле — показывают лишь огонь и дым — Фальвик в замке диктует письмо князю Эреварду, где перекладывают всю вину за гибель на крутившихся в лесу эльфов и ведьмака Геральта, которого без всякой фантазии обзывает ренегатом. Второе письмо с информацией о Цири он диктует уже императору Нильфгаарда.

Кадр из сериала «Ведьмак». Ренфри, княжна и разбойница
Кадр из сериала «Ведьмак». Ренфри, княжна и разбойница

Тем временем Цири показывает характер и кусает одного из рыцарей. Тот ее бьет, но когда Фальвик велит отрубить ему за это руку, княжна вступается за него. Девочка пытается объяснить Фальвику, что она дитя предназначения и ее судьба — Геральт. Тот врет, что ведьмак сбежал и рассказывает, что храм сгорел. После разговора с княжной коварный Фальвик от лица капитула пишет письмо в Каэр Морхен, где сообщает, что Геральт напал на святилище Мелитэле и давно подрабатывает заказами на людей. В общем, приписывает ему свои «подвиги». Мол, ведьмаки тогда с ними сами разберутся.

Тем временем Геральт как ни странно приезжает в Блавикен — получается, возвращаться в храм он и не собирался. Как и в рассказе «Меньшее зло», он привозит с собой убитую кикимору и собирается встретиться с войтом, но его нет дома. В корчме Белый Волк неожиданно сталкивается с Лютиком, которого в рассказе не было. Бард жалуется, что застрял в Блавикене и вынужден петь всякую дребедень, потому что здешняя публика не отличается вкусом. Потом он исполняет отрывок действительно хорошей баллады, но пение прерывает войт. Тот благодарит за убитую кикимору, но честно говорит, что денег в бюджете нет. Очень знакомая ситуация. Потом он пересказывает местные новости, в том числе и об эльфах, которых сгоняют с земель. Наконец Геральт объясняет, что ему пора ехать дальше и тут помощник войта приносит ему новость от местного мага Ириона. Войт туманно намекает, что с известным храмом случалась беда, но за подробностями нужно сходить к магу. В рассказе же Геральт приходит к волшебнику в надежде продать ему кикимору на ингредиенты.

Ирион, а точнее Стрегобор пытается впечатлить Белого Волка иллюзорным садом, яблоками и нагой барышней, но ведьмак реагирует вяло и говорит, что не хватает солнца.

Кадр из сериала «Ведьмак». Нервный Стрегобор
Кадр из сериала «Ведьмак». Нервный Стрегобор

Геральт просит Стрегобора с помощью чар узнать, что случилось в святилище после его отъезда. Нервный Стрегбор (в сериале он совсем дерганный) сначала произносит речь о том, что все ведьмаки — машины для убийств и их ничего не должно волновать, а потом без перехода начинает рассказывать о проклятых черным солнцем принцессах и об ужасной разбойнице Ренфри, которая жаждет его смерти, так как это он посоветовал выставить ее из родного княжества и убить. Геральт говорит, что все это чушь, хотя девчонка она была препротивная, но обычная. А он не собирается вмешиваться в давнюю вражду. Наконец он обещает магу защитить его, если Ренфри действительно попытается на него напасть. После этого происходит сеанс волшебных картинок в хрустальном шаре, где ведьмак видит сначала Ренфри, а потом убитых жриц храма Мелитэле и саму Нэннеке. Он потрясен, а Стрегобор бормочет, что, мол, Ренфри и Цири как-то связаны, хотя о Цири до этого ни в рассказе, ни в диалоге не было сказано ни слова.

Уничтожение святилища Мелитэле — это очередная отсебятина сценариста Михала Шжебича, Нэннеке пережила вообще всех героев саги. Но сам этот эпизод хорошо вписан в мрачную атмосферу второй части сериала, в нем есть эмоциональная достоверность.

В прошлой серии я думала, что акценты будут смещены из-за необъективности Геральта в вопросе меньшего зла, но сценарист выбрался из ловушки. Ведьмак не подозревает, что это она виновна в гибели жриц храма. Стрегобор говорит, чтобы Геральт приходил завтра. Лютика выставляют из трактира головорезы Ренфри, но на пороге он сталкивается с Геральтом. Пьяный и оскорбленный бард собирается пойти с другом, но ведьмак сразу его усыпляет знаком, понимая, что в предстоящем разговоре он будет только мешать.

В корчме бандиты пьют, буйствуют и морально разлагаются, собираясь покуражиться над беззащитной служанкой. Она бросается к ведьмаку, пытается спрятаться, Геральт скрипит зубами и для острастки дает тумаков одному головорезу. Чуть не начавшуюся драку останавливает Ренфри. В рассказе эпизода со служанкой не было, а при разговоре с княжной присутствовал еще и войт.

Кадр из сериала «Ведьмак»
Кадр из сериала «Ведьмак»

Геральт и Ренфри пять минут предаются воспоминаниям о первой встрече в третьей серии, но потом ведьмак увещевает бывшую княжну оставить Стрегобора в покое. В оригинале разбойница ведет себя невозмутимо и слегка насмешливо. В сериале ее штормит, она то припоминает все претензии к магу, то объясняет, что теперь работает в местном спецназе и выполняет специальные поручения. Она толкает речь о чистоте крови и раса и о том, что эльфы — сорняки, которые нужно полоть. При этом книжная Ренфри расисткой не была, хотя в человеколюбии ее было сложно заподозрить. Аналогия с идеологией одного неудачливого австрийского художника налицо, но алгоритмы блокировки беспощадны, поэтому обойдусь без определения.

Обменявшись угрозами, Геральт покидает корчму. На улице его вызывает на поединок один из громил княжны с большой дороги, который представляется как Иво Мирс по прозвищу Цикада, мастер меча. Но это эпизод из рассказа «Осколок льда», причем в пятой серии Цикаду заменили на ведьмака-отступника. Зачем эту сцену вставили сейчас знают только сценарист и Мелитэле. Геральт одним ударом разбирается с наглецом и отправляется спать в свою каморку.

Туда же приходит и Ренфри, которая без затей пытается его обольстить и одновременно разжалобить. Мимоходом она предлагает ему или не вмешиваться в разборку с магом, или самому его убить, чтобы избежать еще больших жертв, убеждая, что Стрегобор — тоже чудовище, замучившее многих девушек под предлогом проклятия. Тогда же она кратко говорит о теории меньшего зла, но Геральт не верит в том, что оно существует. Он просит Ренфри доказать, что она может прощать. Девушка объясняет, что тогда на нее набросятся и свои, и чужие. Но ведьмак непреклонен.

Тогда княжна предлагает выпить и провести вместе ночь, даже раздевается, но это обман. Ренфри травит кубок, и ведьмак падает в беспамятстве, хотя в рассказе она обошлась без уловок. Пока Геральт бледнеет больше обычного, княжна говорит, что вернула ему долг, а он теперь ей не помешает и уходит.

В рассказе Геральт ведет себя более прагматично, тогда как сериальный Белый Волк демонстрирует удивительную наивность. А книжная Ренфри вовсе не старается его опоить, а действительно остается с ним до утра и уходит без эффектных фраз. На этом серия внезапно заканчивается, а рассказ еще нет. Драматическую развязку покажут уже в следующем эпизоде. Видимо, из-за выдуманных сцен с Фальвиком сценарист не уложился в хронометраж и в результате испортил блестящую кульминацию лучшего рассказа о ведьмаке.

Моя оценка: с одной стороны, количество отсебятины зашкаливает. В попытке соединить не связанные друг с другом рассказы сценарист сделал слишком много допущений, изменил характер и мотивы важных персонажей. С другой стороны, события в святилище Мелитэле действительно пробирают до глубины души.

К сожалению, пострадал и Нильфгаард, который в польском сериале превратился в оплот расизма и национализма в отношении к гуманоидам, тогда как в оригинале в империи наоборот довольно терпимо относились к тем же эльфам.

Кадр из сериала «Ведьмак». Американская Ренфри
Кадр из сериала «Ведьмак». Американская Ренфри

При этом польская Ренфри в целом мне нравится больше американской — последняя выглядит слишком невинной и сразу же вызывает симпатию, почти как Арья Старк в первых сезонах «Игры престолов», под типаж которой ее и подбирали. При этом ни одна не соответствует книжному оригиналу — та Ренфри была коротко стриженной блондинкой с зелеными глазами, даром, что Сапковский переосмысливал «Белоснежку».

Отсебятину слегка компенсируют сильные эмоции и убедительная игра актеров, поэтому ограничусь четверкой с длинным минусом.

#ведьмак #меньшее зло #ренфри #ведьмак сериал

НАВИГАТОР КАНАЛА