Найти в Дзене
Troll&Bus

Стандартный автобус (VöV-Standart Bus) Часть II

Серийное производство стандартного автобуса

10 ноября 1967 года стандартные автобусы прошли сертификацию и, наконец, получили право на серийное производство. Автобусы заказали многие крупные транспортные компании. Спустя короткое время, почти во всех городах ФРГ эксплуатировались автобусы стандарта VöV.

Вот они, первенцы стандарта VöV, слева направо: Mercedes-Benz O305, Magirus-Deutz 170 S 11 H, BÜSSING Präfekt 13 Standard, MAN 750 HO-SL
Вот они, первенцы стандарта VöV, слева направо: Mercedes-Benz O305, Magirus-Deutz 170 S 11 H, BÜSSING Präfekt 13 Standard, MAN 750 HO-SL

Транспортные компании восприняли стандартный автобус во многом положительно. Не только государственные транспортные компании, но и многочисленные частные транспортные компании все чаще закупали стандартные автобусы, так что имидж общественного транспорта в 1970-х годах во многом определялся тем, принадлежит ли автобус к стандарту VöV. Конечно, как и в любой новой разработке, были недостатки, но они не были серьезными. Некоторые из них можно было исправить достаточно быстро, как, например, проблема сильно загрязняющихся боковин автобуса, которую можно было решить путем установки широких резиновых выступов на вырезах колес.

Вот так выглядели автобусы стандарта VöV в начале своего выпуска.

Первый серийный Mercedes-Benz O305. Был поставлен на учет 12.1968 года
Первый серийный Mercedes-Benz O305. Был поставлен на учет 12.1968 года
К концу 60-х активы компании BÜSSING перешли к компании MAN, поэтому на автобусах BÜSSING Präfekt 13 Standard были логотипы материнской компании MAN
К концу 60-х активы компании BÜSSING перешли к компании MAN, поэтому на автобусах BÜSSING Präfekt 13 Standard были логотипы материнской компании MAN
Ранний Magirus-Deutz 170 S 11 H. На фотографии видно резиновые уплотнители на арках, препятствующие попаданию грязи на борта автобуса
Ранний Magirus-Deutz 170 S 11 H. На фотографии видно резиновые уплотнители на арках, препятствующие попаданию грязи на борта автобуса
Компания MAN присоединилась к тройке выше в 1968 году с выходом модели 750 HO-SL
Компания MAN присоединилась к тройке выше в 1968 году с выходом модели 750 HO-SL

Внезапно, в начале 70-х свой стандартный автобус выпустила и венгерская фирма Ikarus, которая буквально через несколько лет станет крупнейшим поставщиком автобусов в СССР. Это довольно удивительно, учитывая тот факт, что Венгрия была страной социалистического блока, а сам Ikarus вовсю работал над своей новейшей моделью Ikarus 200-й серии. Но немцам, по причине принятия стандарта VöV крайне удачная 200-я модель не подходила, поэтому венграми было принято решение выпустить Ikarus-190 соответствующий проекту стандартный автобус.

Первый прототип Ikarus-190
Первый прототип Ikarus-190

Первый прототип был выпущен в 1971 году, а уже в 1973 начались серийные поставки автобусов в Гамбург. По контракту Ikarus должен был поставить 280 машин, но в итоге поставка ограничилась лишь 154 такими автобусами. К середине 80-х Ikarus-190 постепенно исчез с дорог ФРГ. В 1977 году 100 автобусов данной модели были экспортированы в Кувейт. Еще два автобуса осталось в Венгрии. Кроме этого, на базе Ikarus-190 разрабатывались проекты троллейбуса с агрегатами фирмы ВВС (Швейцария) и автобуса для левостороннего движения Ikarus-191, но они не были реализованы.

Ikarus-190 был демонстрацией того, что соцлагерь способен производить автобусы соответствующие требованиям стран Западной Европы. Суммарно с 1973 по 1977 год было выпущено 256 таких автобусов. (фото взято с сайта издания Грузовик Пресс)
Ikarus-190 был демонстрацией того, что соцлагерь способен производить автобусы соответствующие требованиям стран Западной Европы. Суммарно с 1973 по 1977 год было выпущено 256 таких автобусов. (фото взято с сайта издания Грузовик Пресс)

Кроме этого стандартный автобус выпускали во Франции компании Heuliez и Berliet. Французские модели имели ряд отличий. Так, например, передняя и задние маски сильно отличались от масок стандартных автобусов других производителей.

Heuliez O305. Как можно догадаться по названию модели, данный автобус был произведен в сотрудничестве с компанией Mercedes-Benz на шасси модели O305
Heuliez O305. Как можно догадаться по названию модели, данный автобус был произведен в сотрудничестве с компанией Mercedes-Benz на шасси модели O305
Jelcz-Berliet PR110. На фото лицензионная копия польского производителя Jelcz. Передняя и задняя часть этого стандартного автобуса может показаться знакомой жителям Владимира. Практически такая же маска была у троллейбусов Nordtroll
Jelcz-Berliet PR110. На фото лицензионная копия польского производителя Jelcz. Передняя и задняя часть этого стандартного автобуса может показаться знакомой жителям Владимира. Практически такая же маска была у троллейбусов Nordtroll

В Испании также был свой вариант стандартного автобуса, выпускаемого по лицензии MAN фирмой Enasa. Модель называлась Pegaso 6420. Дизайн его почти ничем не отличался от дизайна MAN SL 200 поздних годов выпуска.

Pegaso 6420. В соответствии с климатом Испании в каждом окне были установлены сдвижные форточки.
Pegaso 6420. В соответствии с климатом Испании в каждом окне были установлены сдвижные форточки.

В конце 60-х стандарт VöV распространялся только на одиночные автобусы. Но ассоциация общественного транспорта VÖV, заручившись поддержкой Федерального министерства по исследованиям и технологиям ФРГ , решила расширить типовую рекомендацию для стандартных автобусов, включив в неё сочленённые машины, в простонародье «гармошки». Отто Шульцу предложили разработать проект стандартного сочлененного автобуса и в июне 1968 года типовая рекомендация была разработана. Однако конструкция сочлененных машин осталась прежней. А это значит, что двигатель располагался под полом в базе тягача, соответственно высота пола была большой — 920 мм, что никак не подходило под регламент стандартного автобуса, требующего высоты пола в 725 мм.

MAN SG 192 хоть и имел внешность стандартных автобусов, по сути своей был конструктивно ближе к своему предшественнику MAN 890 UG
MAN SG 192 хоть и имел внешность стандартных автобусов, по сути своей был конструктивно ближе к своему предшественнику MAN 890 UG

Тем, не менее, осенью 1968 года Гамбург объявил конкурс о поставке 50 стандартных сочлененных автобусов. Победителем стал MAN со своей моделью MAN SG 192. К данным автобусам, как со стороны транспортной компании HHA, так и со стороны пассажиров было много нареканий: основными были высокий уровень пола, создававший неудобства при посадке и высадке пассажиров, и тот факт, что ремонтная база, переориентированная на ремонт заднемоторных стандартных автобусов была не рассчитана на сочлененный автобус с двигателем в тягаче.

Тогда в 1970 году Отто Шульцу поручили разработать проект сочлененного автобуса с пониженным до 725 мм уровнем пола и двигателем в прицепе. И он с этой задачей справился, но об этом чуть позже.

В 1971 году VöV разработала стандарт и для пригородных автобусов. В этом же году компании Büssing, Magirus-Deutz, MAN и Daimler-Benz представили свои прототипы междугородных автобусов, которые уже к концу года прошли сертификацию. Опытная эксплуатация прототипов прошла в Мюнхене на Олимпийских играх, где они прекрасно показали себя.

По сравнению с городским автобусом увеличилась длина с 11 до 11,7 метра. Появились кресла авиационного типа, а так же полки для ручной клади. Вырос уровень пола до 900 мм. За счет этого появилась возможность установить багажники большого объема. Использовались двери прислонного типа, причем в передней части они были значительно уже, чем в средней. Тогда же появилась закругленная передняя часть типа "Stülb". Позже она перекочевала и на городские автобусы.

В целом стандартный автобус оправдал возлагаемые на него надежды. Правда вот надежда на низкую цену не подтвердилась. Только с 1969 по 1975 год цена на стандартный автобус выросла примерно на 100%, в то время как цена туристических автобусов выросла только примерно на 75%, несмотря на многочисленные новые разработки. Чрезвычайно длительный период производства вплоть до 1980-х годов подтверждает правильность концепции стандартного автобуса.

Сочлененный автобус стандарта VöV

Но вернемся к разработке прототипа стандартного сочлененного автобуса. В 1972 году работу над сочлененным автобусом с задним расположением двигателя Отто Шульц поручил ведущему инженеру мастерских «Фалькенрид» Хильмару Фойтлинске. И тот блестяще справился со своей задачей. Был разработан уникальный узел сочленения с электронной системой KWS. В мае 1975 года из двух списанных Mercedes-Benz O305 был собран прототип сочлененного автобуса FFG-O 305G. После завершения испытаний 28 августа 1975 года прототип был показан руководству компании HHA и Ассоциации предприятий общественного транспорта VÖV.

Добавьте описание
Добавьте описание

Несмотря на то, что машина прекрасно показала себя во время испытаний, члены комиссии не поддержали концепцию данного прототипа. Ханс Матхёфер, Глава министерства BMFT ФРГ, поблагодарил Отто Шульца за создание революционной конструкции сочленённого автобуса. Однако при этом он отметил, что производители автобусов вряд ли захотят выпускать такую сложную и дорогостоящую модель. По итогам испытаний FFG-O 305G 23 ноября 1976 г. Отто Шульц и Хильмар Фойтлинске получили патент на систему контроля угла поворота узла сочленения KWS. Сам опытный автобус продолжил работу в Гамбурге до своего списания в 1981 году.

FFG-O305G. Что интересно, тягач комплектовали такими же колёсами малой размерности, как прототип стандартного автобуса FFG VÖV-Bus II, о котором я расскажу вам уже в следующей статье. (фото взято с сайта издания Грузовик Пресс)
FFG-O305G. Что интересно, тягач комплектовали такими же колёсами малой размерности, как прототип стандартного автобуса FFG VÖV-Bus II, о котором я расскажу вам уже в следующей статье. (фото взято с сайта издания Грузовик Пресс)

Однако, вопреки мнению комиссии уже в 1977 году началось серийное производство сочлененного автобуса Mercedes-Benz O305G выполненного по толкающей схеме. Модель вышла по-настоящему революционной и чтобы удержать пальму первенства, компания Daimler-Benz AG приобретает лицензию на толкающую схему у мастерских Фалькенрид, связывая конкурентов патентными ограничениями.

Mercedes-Benz O305G позволил компании Daimler-Benz AG стать главным производителем сочлененных автобусов в ФРГ и других странах Западной Европы.
Mercedes-Benz O305G позволил компании Daimler-Benz AG стать главным производителем сочлененных автобусов в ФРГ и других странах Западной Европы.

В попытке догнать Mercedes-Benz, его прямые конкуренты из MAN и Magirus-Deutz в ускоренном темпе занялись разработкой собственного сочлененного автобуса, выполненного по толкающей схеме. Для MAN проект вышел успешным, для Magirus-Deutz разработка и производство обернулись полным коммерческим провалом.

Предсерийный MAN SG 240H (фото взято с сайта издания Грузовик Пресс)
Предсерийный MAN SG 240H (фото взято с сайта издания Грузовик Пресс)
Magirus-Deutz 260 SH170 (фото взято с сайта издания Грузовик Пресс)
Magirus-Deutz 260 SH170 (фото взято с сайта издания Грузовик Пресс)

В дальнейшем стандартный автобус выпускался без особых изменений. Появлялись новые производители, уходили старые, а стандартный автобус продолжал сохранять облик из второй половины 60-х годов, разве что в 1984 году автобусы получили новую заднюю оптику от автобусов следующего поколения.

Слева автобус стандарта VöV-Bus II, справа стандарта VöV-Bus I, между ними автобус первого поколения, но с фонарями уже от второго.
Слева автобус стандарта VöV-Bus II, справа стандарта VöV-Bus I, между ними автобус первого поколения, но с фонарями уже от второго.
Габаритный чертеж Mercedes-Benz O305
Габаритный чертеж Mercedes-Benz O305

На этом я заканчиваю историю о стандартном автобусе VöV первого поколения. В середине 70-х уже активно шла разработка стандартного автобуса VöV второго поколения. Ему и будет посвящена вторая статья о стандартных автобусах

Послесловие

Прежде, чем завершить статью, хочу рассказать еще о нескольких интересных представителях стандартного автобуса первого поколения, а также о том, как автобусы стандарта VöV оказались в России и каким образом они там эксплуатировались.

Vetter 16 SH. В середине 70-х, когда Mercedes-Benz выпустила свой собственный автобус с революционной системой сочленения и прекратила сотрудничество с компанией Vetter, которая специализировалась исключительно на выпуске узлов сочленения для других производителей. Оставшись без главного заказчика для своих машин, в компании разработали решили разработать собственную гармошку. Ее особенностью стала нетипичная конструкция с двухосным прицепом и передней частью с одной осью.

Vetter 16 SH. Вот такую интересную гармошку выпускала компания Vetter на шасси Mercedes-Benz O305G.
Vetter 16 SH. Вот такую интересную гармошку выпускала компания Vetter на шасси Mercedes-Benz O305G.

MAN SD 200. Эта модель стала первым двухэтажным автобусом MAN. Компания переняла эстафету в постройке двухэтажников у поглощенной ею фирмы BÜSSING, которая производила такие автобусы еще до Второй мировой войны. Автобусы MAN SD200 были построены кузовными компаниями Gaubschat, Waggon Union и Orenstein & Koppel (O&K). Серийное производство началось в августе 1974 года.

Такие автобусы массово работали в Берлине. Некоторые из них попали в Россию. Об этом я чуть подробнее расскажу ниже
Такие автобусы массово работали в Берлине. Некоторые из них попали в Россию. Об этом я чуть подробнее расскажу ниже

Setra S140. Этот пригородный автобус был интересен тем, что несмотря на свою внешнюю схожесть с другими стандартными автобусами, сам таковым не являлся. Конечно, у него был ряд технических деталей соответствующих стандарту VöV, но в целом это была самостоятельная разработка концерна Kassbohrer.

Setra S140. Многие из-за ее внешности считают S140 одним из автобусов стандарта VöV
Setra S140. Многие из-за ее внешности считают S140 одним из автобусов стандарта VöV

Gräf & Steyr LU 200 M11. В 1971 компания MAN приобрела австрийскую компанию ÖAF-Gräf & Stift AG. Под своей маркой австрийская компания выпускала на основе шасси и кузовов MAN автобусы и троллейбусы. Автобусы были интересны трехдверной компоновкой, которая не встречалась у немецких производителей.

Gräf & Steyr LU 200 M11. Трехдверную компоновку австрийцы сохраняли и в моделях следующего поколения.
Gräf & Steyr LU 200 M11. Трехдверную компоновку австрийцы сохраняли и в моделях следующего поколения.

Volvo B10M. Даже скандинавские производители не прошли мимо проекта стандартный автобус. Volvo выпустила два экземпляра с кузовами VöV-Standart Bus для Новой Зеландии. Они были адаптированы под дороги с правосторонним движением и имели ширмовые двери.

Volvo B10M для Новой Зеландии.
Volvo B10M для Новой Зеландии.

Стандартный автобус VöV в России

Большинству граждан РФ немецкие автобусы стандарта VöV стали известны в момент, когда в начале 90-х после развала СССР хлынул поток зарубежных автобусов. Стандартные автобусы были наиболее востребованными российскими перевозчиками среди всех иномарок, ведь даже при ненадлежащем уровне эксплуатации, они показывали феноменальный уровень надежности, качества и удобства. Однако история стандартных автобусов началась еще в СССР.

Уникальная фотография, немецкий стандартный автобус рядом с самым массовым советским городским автобусом ЛиАЗом 677. Фото И.Е. Киселёва. (взято с сайта издания Грузовик Пресс)
Уникальная фотография, немецкий стандартный автобус рядом с самым массовым советским городским автобусом ЛиАЗом 677. Фото И.Е. Киселёва. (взято с сайта издания Грузовик Пресс)

В 1979 году в Москву было доставлено два экземпляра Mercedes-Benz O305G в 11-й автобусный парк для опытной эксплуатации. В результате испытаний было принято решение о нецелесообразности эксплуатации данных автобусов по причине заднего расположения двигателя и сложной системы сочленения, под которые не была заточена ремонтная база парка. Автобусы проработали всего 5 лет, после чего в 1984 году были списаны.

После того, как Икарус наладил производство 190-й модели, автомобильная пресса СССР не забыла упомянуть о нем. Правда, почему то в издании «За рулем» решили, что стандартный автобус создан для стран с жарким климатом.
После того, как Икарус наладил производство 190-й модели, автомобильная пресса СССР не забыла упомянуть о нем. Правда, почему то в издании «За рулем» решили, что стандартный автобус создан для стран с жарким климатом.

В 90-е годы подержанные стандартные автобусы из Германии в самом прямом смысле спасли пассажирские перевозки в России. Их неприхотливость и надежность позволяла эксплуатировать их без особых финансовых вложений, да и стоимость автобуса, который более десяти лет отпахал у себя на родине, была крайне низкой. В основном к нам поставлялись автобусы марок Mercedes-Benz и MAN. В редких случаях завозились Magirus-Deutz, Heuliez, Graf & Stayr и Berliet. Автобусы фирмы BÜSSING до попадания на территорию РФ не дожили. Возможно к счастью.

Дело в том, что неприхотливость стандартных автобусов на территории России сыграла с ними злую шутку: эксплуатировались они нещадно; нередко ремонтировались запчастями от уже сломанных собратьев, а общий срок эксплуатации в одной только России мог превышать 20 лет. Поэтому ближе к концу своего жизненного цикла эти автобусы представляли из себя весьма печальное зрелище, отчего обрели прозвище «еврохлам».

В России какой-либо культурной ценности в этих автобусах не видели, поэтому когда автобусы начинали слишком часто ломаться их просто списывали и распиливали. На сегодняшний день в России есть лишь два музейных автобуса стандарта VöV: MAN SL200 в Санкт-Петербурге и MAN SÜ 240 в Московской области.

Напоследок хочу рассказать о крайне интересной странице истории города Барнаул. В самом начале нулевых туда привезли 7 двухэтажных автобусов MAN SD 200. Удивительно то, что данные автобусы работали на обычных городских маршрутах. Позже их эстафету приняли автобусы MAN SD 202. Однако на сегодняшний день двухэтажные автобусы в Барнауле больше не работают.

Предыдущая статья здесь

Ссылки на источники:

http://www.gruzovikpress.ru/article/24419-nemetskiy-standart-avtobusov-voev-1967-g-standartizatsiya-po-nemetski/

http://www.gruzovikpress.ru/article/25374-sochlenennye-avtobusy-tolkayushchey-shemy-tyanut-nelzya-tolkat-ch-1/

http://www.gruzovikpress.ru/article/25375-sochlenennye-avtobusy-tolkayushchey-shemy-tyanut-nelzya-tolkat-ch-2/

http://www.gruzovikpress.ru/article/26249-sochlenennye-avtobusy-s-dvigatelem-v-pritsepe-i-privodom-na-srednyuyu-os-golova-vedomaya-hvostom-ch-1/

http://www.gruzovikpress.ru/article/26250-sochlenennye-avtobusy-s-dvigatelem-v-pritsepe-i-privodom-na-srednyuyu-os-golova-vedomaya-hvostom-ch-2/

https://zen.yandex.ru/media/npap_1_ikarus/mercedesbenz-o-305o-305g-luchshii-iz-standartnyh-chast-1-605ec5af7e40c46853cafc15

https://zen.yandex.ru/media/npap_1_ikarus/ikarus190-ne-sovsem-ikarus-chast-1-5f93cc6998e57704a189b2ca

https://www.beku-bildarchiv.de/

https://de.wikipedia.org/wiki/Ikarus_190

https://de.wikipedia.org/wiki/Setra_S_140_ES

https://ru.wikipedia.org/wiki/MAN_SD200

https://de.wikipedia.org/wiki/Gräf__%26__Stift

https://360wiki.ru/wiki/Volvo_B10M

Фото стандартных автобусов в России взяты с сайта http://fotobus.msk.ru/

#автобусы #германия #история #man #mercedes #мерседес #общественный транспорт #прототипы #фото #россия