Серийное производство стандартного автобуса
10 ноября 1967 года стандартные автобусы прошли сертификацию и, наконец, получили право на серийное производство. Автобусы заказали многие крупные транспортные компании. Спустя короткое время, почти во всех городах ФРГ эксплуатировались автобусы стандарта VöV.
Транспортные компании восприняли стандартный автобус во многом положительно. Не только государственные транспортные компании, но и многочисленные частные транспортные компании все чаще закупали стандартные автобусы, так что имидж общественного транспорта в 1970-х годах во многом определялся тем, принадлежит ли автобус к стандарту VöV. Конечно, как и в любой новой разработке, были недостатки, но они не были серьезными. Некоторые из них можно было исправить достаточно быстро, как, например, проблема сильно загрязняющихся боковин автобуса, которую можно было решить путем установки широких резиновых выступов на вырезах колес.
Вот так выглядели автобусы стандарта VöV в начале своего выпуска.
Внезапно, в начале 70-х свой стандартный автобус выпустила и венгерская фирма Ikarus, которая буквально через несколько лет станет крупнейшим поставщиком автобусов в СССР. Это довольно удивительно, учитывая тот факт, что Венгрия была страной социалистического блока, а сам Ikarus вовсю работал над своей новейшей моделью Ikarus 200-й серии. Но немцам, по причине принятия стандарта VöV крайне удачная 200-я модель не подходила, поэтому венграми было принято решение выпустить Ikarus-190 соответствующий проекту стандартный автобус.
Первый прототип был выпущен в 1971 году, а уже в 1973 начались серийные поставки автобусов в Гамбург. По контракту Ikarus должен был поставить 280 машин, но в итоге поставка ограничилась лишь 154 такими автобусами. К середине 80-х Ikarus-190 постепенно исчез с дорог ФРГ. В 1977 году 100 автобусов данной модели были экспортированы в Кувейт. Еще два автобуса осталось в Венгрии. Кроме этого, на базе Ikarus-190 разрабатывались проекты троллейбуса с агрегатами фирмы ВВС (Швейцария) и автобуса для левостороннего движения Ikarus-191, но они не были реализованы.
Кроме этого стандартный автобус выпускали во Франции компании Heuliez и Berliet. Французские модели имели ряд отличий. Так, например, передняя и задние маски сильно отличались от масок стандартных автобусов других производителей.
В Испании также был свой вариант стандартного автобуса, выпускаемого по лицензии MAN фирмой Enasa. Модель называлась Pegaso 6420. Дизайн его почти ничем не отличался от дизайна MAN SL 200 поздних годов выпуска.
В конце 60-х стандарт VöV распространялся только на одиночные автобусы. Но ассоциация общественного транспорта VÖV, заручившись поддержкой Федерального министерства по исследованиям и технологиям ФРГ , решила расширить типовую рекомендацию для стандартных автобусов, включив в неё сочленённые машины, в простонародье «гармошки». Отто Шульцу предложили разработать проект стандартного сочлененного автобуса и в июне 1968 года типовая рекомендация была разработана. Однако конструкция сочлененных машин осталась прежней. А это значит, что двигатель располагался под полом в базе тягача, соответственно высота пола была большой — 920 мм, что никак не подходило под регламент стандартного автобуса, требующего высоты пола в 725 мм.
Тем, не менее, осенью 1968 года Гамбург объявил конкурс о поставке 50 стандартных сочлененных автобусов. Победителем стал MAN со своей моделью MAN SG 192. К данным автобусам, как со стороны транспортной компании HHA, так и со стороны пассажиров было много нареканий: основными были высокий уровень пола, создававший неудобства при посадке и высадке пассажиров, и тот факт, что ремонтная база, переориентированная на ремонт заднемоторных стандартных автобусов была не рассчитана на сочлененный автобус с двигателем в тягаче.
Тогда в 1970 году Отто Шульцу поручили разработать проект сочлененного автобуса с пониженным до 725 мм уровнем пола и двигателем в прицепе. И он с этой задачей справился, но об этом чуть позже.
В 1971 году VöV разработала стандарт и для пригородных автобусов. В этом же году компании Büssing, Magirus-Deutz, MAN и Daimler-Benz представили свои прототипы междугородных автобусов, которые уже к концу года прошли сертификацию. Опытная эксплуатация прототипов прошла в Мюнхене на Олимпийских играх, где они прекрасно показали себя.
По сравнению с городским автобусом увеличилась длина с 11 до 11,7 метра. Появились кресла авиационного типа, а так же полки для ручной клади. Вырос уровень пола до 900 мм. За счет этого появилась возможность установить багажники большого объема. Использовались двери прислонного типа, причем в передней части они были значительно уже, чем в средней. Тогда же появилась закругленная передняя часть типа "Stülb". Позже она перекочевала и на городские автобусы.
В целом стандартный автобус оправдал возлагаемые на него надежды. Правда вот надежда на низкую цену не подтвердилась. Только с 1969 по 1975 год цена на стандартный автобус выросла примерно на 100%, в то время как цена туристических автобусов выросла только примерно на 75%, несмотря на многочисленные новые разработки. Чрезвычайно длительный период производства вплоть до 1980-х годов подтверждает правильность концепции стандартного автобуса.
Сочлененный автобус стандарта VöV
Но вернемся к разработке прототипа стандартного сочлененного автобуса. В 1972 году работу над сочлененным автобусом с задним расположением двигателя Отто Шульц поручил ведущему инженеру мастерских «Фалькенрид» Хильмару Фойтлинске. И тот блестяще справился со своей задачей. Был разработан уникальный узел сочленения с электронной системой KWS. В мае 1975 года из двух списанных Mercedes-Benz O305 был собран прототип сочлененного автобуса FFG-O 305G. После завершения испытаний 28 августа 1975 года прототип был показан руководству компании HHA и Ассоциации предприятий общественного транспорта VÖV.
Несмотря на то, что машина прекрасно показала себя во время испытаний, члены комиссии не поддержали концепцию данного прототипа. Ханс Матхёфер, Глава министерства BMFT ФРГ, поблагодарил Отто Шульца за создание революционной конструкции сочленённого автобуса. Однако при этом он отметил, что производители автобусов вряд ли захотят выпускать такую сложную и дорогостоящую модель. По итогам испытаний FFG-O 305G 23 ноября 1976 г. Отто Шульц и Хильмар Фойтлинске получили патент на систему контроля угла поворота узла сочленения KWS. Сам опытный автобус продолжил работу в Гамбурге до своего списания в 1981 году.
Однако, вопреки мнению комиссии уже в 1977 году началось серийное производство сочлененного автобуса Mercedes-Benz O305G выполненного по толкающей схеме. Модель вышла по-настоящему революционной и чтобы удержать пальму первенства, компания Daimler-Benz AG приобретает лицензию на толкающую схему у мастерских Фалькенрид, связывая конкурентов патентными ограничениями.
В попытке догнать Mercedes-Benz, его прямые конкуренты из MAN и Magirus-Deutz в ускоренном темпе занялись разработкой собственного сочлененного автобуса, выполненного по толкающей схеме. Для MAN проект вышел успешным, для Magirus-Deutz разработка и производство обернулись полным коммерческим провалом.
В дальнейшем стандартный автобус выпускался без особых изменений. Появлялись новые производители, уходили старые, а стандартный автобус продолжал сохранять облик из второй половины 60-х годов, разве что в 1984 году автобусы получили новую заднюю оптику от автобусов следующего поколения.
На этом я заканчиваю историю о стандартном автобусе VöV первого поколения. В середине 70-х уже активно шла разработка стандартного автобуса VöV второго поколения. Ему и будет посвящена вторая статья о стандартных автобусах
Послесловие
Прежде, чем завершить статью, хочу рассказать еще о нескольких интересных представителях стандартного автобуса первого поколения, а также о том, как автобусы стандарта VöV оказались в России и каким образом они там эксплуатировались.
Vetter 16 SH. В середине 70-х, когда Mercedes-Benz выпустила свой собственный автобус с революционной системой сочленения и прекратила сотрудничество с компанией Vetter, которая специализировалась исключительно на выпуске узлов сочленения для других производителей. Оставшись без главного заказчика для своих машин, в компании разработали решили разработать собственную гармошку. Ее особенностью стала нетипичная конструкция с двухосным прицепом и передней частью с одной осью.
MAN SD 200. Эта модель стала первым двухэтажным автобусом MAN. Компания переняла эстафету в постройке двухэтажников у поглощенной ею фирмы BÜSSING, которая производила такие автобусы еще до Второй мировой войны. Автобусы MAN SD200 были построены кузовными компаниями Gaubschat, Waggon Union и Orenstein & Koppel (O&K). Серийное производство началось в августе 1974 года.
Setra S140. Этот пригородный автобус был интересен тем, что несмотря на свою внешнюю схожесть с другими стандартными автобусами, сам таковым не являлся. Конечно, у него был ряд технических деталей соответствующих стандарту VöV, но в целом это была самостоятельная разработка концерна Kassbohrer.
Gräf & Steyr LU 200 M11. В 1971 компания MAN приобрела австрийскую компанию ÖAF-Gräf & Stift AG. Под своей маркой австрийская компания выпускала на основе шасси и кузовов MAN автобусы и троллейбусы. Автобусы были интересны трехдверной компоновкой, которая не встречалась у немецких производителей.
Volvo B10M. Даже скандинавские производители не прошли мимо проекта стандартный автобус. Volvo выпустила два экземпляра с кузовами VöV-Standart Bus для Новой Зеландии. Они были адаптированы под дороги с правосторонним движением и имели ширмовые двери.
Стандартный автобус VöV в России
Большинству граждан РФ немецкие автобусы стандарта VöV стали известны в момент, когда в начале 90-х после развала СССР хлынул поток зарубежных автобусов. Стандартные автобусы были наиболее востребованными российскими перевозчиками среди всех иномарок, ведь даже при ненадлежащем уровне эксплуатации, они показывали феноменальный уровень надежности, качества и удобства. Однако история стандартных автобусов началась еще в СССР.
В 1979 году в Москву было доставлено два экземпляра Mercedes-Benz O305G в 11-й автобусный парк для опытной эксплуатации. В результате испытаний было принято решение о нецелесообразности эксплуатации данных автобусов по причине заднего расположения двигателя и сложной системы сочленения, под которые не была заточена ремонтная база парка. Автобусы проработали всего 5 лет, после чего в 1984 году были списаны.
В 90-е годы подержанные стандартные автобусы из Германии в самом прямом смысле спасли пассажирские перевозки в России. Их неприхотливость и надежность позволяла эксплуатировать их без особых финансовых вложений, да и стоимость автобуса, который более десяти лет отпахал у себя на родине, была крайне низкой. В основном к нам поставлялись автобусы марок Mercedes-Benz и MAN. В редких случаях завозились Magirus-Deutz, Heuliez, Graf & Stayr и Berliet. Автобусы фирмы BÜSSING до попадания на территорию РФ не дожили. Возможно к счастью.
Дело в том, что неприхотливость стандартных автобусов на территории России сыграла с ними злую шутку: эксплуатировались они нещадно; нередко ремонтировались запчастями от уже сломанных собратьев, а общий срок эксплуатации в одной только России мог превышать 20 лет. Поэтому ближе к концу своего жизненного цикла эти автобусы представляли из себя весьма печальное зрелище, отчего обрели прозвище «еврохлам».
В России какой-либо культурной ценности в этих автобусах не видели, поэтому когда автобусы начинали слишком часто ломаться их просто списывали и распиливали. На сегодняшний день в России есть лишь два музейных автобуса стандарта VöV: MAN SL200 в Санкт-Петербурге и MAN SÜ 240 в Московской области.
Напоследок хочу рассказать о крайне интересной странице истории города Барнаул. В самом начале нулевых туда привезли 7 двухэтажных автобусов MAN SD 200. Удивительно то, что данные автобусы работали на обычных городских маршрутах. Позже их эстафету приняли автобусы MAN SD 202. Однако на сегодняшний день двухэтажные автобусы в Барнауле больше не работают.
Предыдущая статья здесь
Ссылки на источники:
https://www.beku-bildarchiv.de/
https://de.wikipedia.org/wiki/Ikarus_190
https://de.wikipedia.org/wiki/Setra_S_140_ES
https://ru.wikipedia.org/wiki/MAN_SD200
https://de.wikipedia.org/wiki/Gräf__%26__Stift
https://360wiki.ru/wiki/Volvo_B10M
Фото стандартных автобусов в России взяты с сайта http://fotobus.msk.ru/
#автобусы #германия #история #man #mercedes #мерседес #общественный транспорт #прототипы #фото #россия