Так в конце 19 века называли село Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии по аналогии с английским центром ткачества.
Почему именно здесь случился текстильный «бум»?
Земля в этих краях тяжелая, глинистая. Крестьянским трудом большую семью было не прокормить, помещику оброк не заплатить.
Предприимчивые крестьяне находили разные приработки. Еще в начале 18 века здесь начали ткать льняные холсты высочайшего качества. Выделывали не просто грубую ткань, а тончайшую, но при этом плотную и прочную.
Ткачество тогда было сугубо мужским делом, требовало физической силы и смекалки. Потому что хорошую ткань, созданную после множества манипуляций с сырьем, надо правильно отбелить, а потом окрасить.
Придумали делать набивку рисунка с помощью деревянных трафаретов «набоек» и секретных красителей. Рецепты окраски записывали шифром, хранили под семью замками, передавали по наследству. К профессии ткач добавились резчики по дереву, граверы, колористы. Это обеспечивало конкурентные преимущества и возможность заработка.
Продавали ткани перекупщикам, которые потом везли их в Москву, Петербург и на Нижегородскую ярмарку.
В начале 19 века самые успешные крестьяне объединяли «набойные избы» в артели, а потом в мануфактуры.
В середине 19 века изобрели механические прядильные и ткацкие станки, колерные машины, а еще паровые машины и плоскопечатную машину – перротину.
В 70-х годах 19 века изобрели искусственные красители и начался настоящий текстильный бум.
Кстати, главным центром текстильной промышленности тогда был уездный город Шуя, а село Иваново стало городом Иваново-Вознесенском только в 1871 году.
Когда мы говорим о купцах 19 века, они по сути были уже не просто купцами, а промышленниками. Огромные состояния заработаны были на текстильной промышленности.
К слову, советская страна работала на оборудовании, созданном в конце 19 века, до 60-х годов века двадцатого. Представляете, какой ресурс был заложен?
Об этом мы узнали в музее Ивановского ситца, видео здесь и здесь.