Найти в Дзене

Кудеяръ - разбойник

Полнилась Орловская губерния сказками да преданиями всякими. Веками передавались из поколения в поколение древние легенды. Отдельные же из них были связаны с разбойниками промышлявшими в старину на землях здешних. Сохранились в памяти народа и предания о первостепенных разбойниках среди которых были: Федька Рытик, Кудеяр, Сирота Зальнин, Тришка Сибиряк, Дуброва, Засорин, Соловей-разбойник, Кука и д.р. Но особенно хотелось бы остановиться на личности наиболее известного из ни - Кудеяра. Поможет нам это сделать краевед прошлого Гавриил Пясецкий, который собирал легенды о Кудеяре ещё в середине XIX века.

фото атамана Кудеяра из википедии
фото атамана Кудеяра из википедии

В народе особенно помнят Кудеяра. «Этот где-где не разбойничал! И к Калуге, и к Туле, и к Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Севску, и к Брянску, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями; страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, какого ручья полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит, нет ли погони где; а там левый спи, правый сторожи — так впеременку; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку, и поминай как звали... Так и издох своей смертью, — никак изловить его не могли, как там ни старались».

По Орловско-Витебской дороге есть станция Нарышкино (в 20 верстах от Орла), от которой в четырех верстах находится село Сергиевское, а версты с полторы от этого села находится гора с трясиною посредине. Об этой горе с трясиною рассказывают, что здесь давным-давно жил Кудеяр-разбойник, имел там дом и оттуда разбойничал; гора, надо заметить, окружена была густым лесом, от которого остались теперь одни кустарники. Долго разбойничал здесь Кудеяр; но господь смиловался... Разбойник оставил к старости это место и ушел в брянские леса, а дом, где он жил, за нечестие Кудеяра, провалился сквозь землю; теперь на том месте трясина; и как дом был огорожен кругом, так и трясина круглая.

«Как давно жил Кудеяр?

— Давно! отвечают в Орле. — Видишь ты: в Брянске прошла Десна, за Брянском дальше Десна-река до Кудеяра все прямо текла, а при Кудеяре луку дала.

— Как луку дала?

— А вот как: сперва шла прямо, а после крюком пошла, крюком выгнулась.

— Отчего же Десна луку дала?

— Вот отчего: на самом том месте, где теперь лука, был дремучий лес, и в том лесу Кудеяр притон имел; а в том лесу на самом берегу на Десне стоял дворишко, или два — так, выселочек небольшой. В этом выселке жил мужик степенный, дурными делами не занимался, и была у него дочь прекрасавица-красавица, и полюбилась она этому Кудеяру-разбойнику... Кудеяр и так и сяк — все его дело не выгорает!.. Присмотрел он пору-времячко, когда отец с матерью на работу, что ли, пошли, — только во всей избе одним-одна эта девка осталась... Стал Кудеяр в двери стучаться.

— Что тебе надо? — спрашивает девка. — Зачем пришел?

— Пусти, — говорит Кудеяр, — надо.

— Да что надо-то?

— А мне тебя надо: с собой хочу взять! Отвори скорей.

— Не отворю, разбойник этакой! Ступай, откуда пришел!

— А, не хочешь волею, рыло воротишь, так силою заставлю полюбить! — И стал разбойник двери ломать...

Кудеяр разломал дверь и в избу смотрит, а в избе никого нет. Глядь в окно: видит, девка с иконой к речке Десне бежит; он за ней вдогонку; девка от него, он за ней; совсем уж было догнал, только девка подбежала к Десне и стала молиться: «Матушка, пречистая богородица! Матушка, Десна-река! Не сама я тому виною — пропадаю от злого человека!» И бросилась в Десну-реку; и Десна-река тот же час на том месте пересохла и в сторону пошла, луку дала, так что девка стала на одном берегу, а Кудеяр, разбойник, очутился на другом. А другие говорят, что Десна как кинулась в сторону, так волною-то самого Кудеяра захватила и утопила».

Яснее предания о Кудеяре в Брянском уезде, куда он выбыл из-под Орла на старости лет и где, как гласит предание, он сложил удалую свою головушку.

Жил Кудеяр в Кривом лесу. На меловых горах у него выстроены были каменные подвалы; теперь они уже обвалились; но у Десны и доселе видна яма, где разбойники на это дело обжигали кирпичи. Сам Кудеяр с молодцами жил в куренках, а в подвалах навалено было вся кое добро, что грабил он у бояр. На большой дороге в Кривом лесу никому не было от Кудеяра пропуска. По соснам у него сидели разбойники и подавали свист, когда бывала добыча. Бояре ездили с большою дворнею; но не всякий раз удавалось им проехать благополучно, разве не было дома самого Кудеяра... Разбойники чаще делали так: поведут на высокий обрыв, посадят на вилы, спустят вилы к Десне, раскачают их, да и приговаривают:

Не мы тебя бьем, а вилы;

Не мы тебя губим, а Десна-река!..

«Уж и стар стал Кудеяр, а все грабит, все проливает кровь христианскую, все прогневляет Пресвятую Богородицу. Собрала она семь пятниц в одну да сразу и вылила их на голову окаянному Кудеяру... Приехал, сказывают, о ту пору в село Страшевичи Василий Афанасьевич Бахтин из полку, и оповестил он своим сродственникам, что желает с ними повидаться. Василий Афанасьевич был знатный барин, земли и крестьян у него было множество, жил богато и родню имел знатную. И вот отправилась с ним повидаться княгиня Друцкая-Сокольницкая, а путь ей лежал чрез Кривой лес. Знала она про Кудеяра, да понадеялась на своих людей, что с нею были, человек с 30. Въезжает княгиня в Кривой лес да посмеивается: говорили, дескать, что тут разбойники, а их и духу нет!.. Только у Меловой горы сидел на дереве разбойник: и по его знаку, как черные вороны, видимо-невидимо выскочили разбойники, застрелили дворецкого, побили людей, а самую княгиню обидели и чуть живую отпустили к Василию Афанасьевичу... Тогда Василий Афанасьевич выбрал из своих людей — молодец к молодцу, человек с сорок, дал каждому по пищали, посадил их на конь и поехал на разбойников. К утру был он уже в Кривом лесу (60 верст); подъехал к Меловым горам и хотел уже взбираться на одну из гор, как видит — на сосне сидит разбойник и кричит, что, мол, проезжие да много их? Досада взяла Василия Афанасьевича; берет он пищаль лучшую, и разбойник, как сноп, полетел с дерева кубарем... Собрались разбойники, а впереди сам Кудеяр. Битва была страшная. Сама Пресвятая Богородица помогла Василию Афанасьевичу ранить Кудеяра в щеку Кудеяр выхватил платок шелковый, подвязал свою щеку и закричал: «Казаки, вода!» Разбойники бросились кто куда, их гнали и били; а Василий Афанасьевич догнал самого Кудеяра и тут же покончил с ним»... К этому предание присовокупляет, что все богатство Кудеяра, что было на виду, досталось в руки Василию Афанасьевичу Бахтину, который, кроме того, освободил из куренки Кудеяра голубеевскую дьячиху и гусляра. Дьячиху боярин отпустил на волю, а гусляра взял с собою в Страшевичи. Слепец гусляр хорошо пел и играл и жил в Страшевичах до самой своей смерти, а когда умер, то его погребли по христианскому обычаю, и службу, говорят, правил поп Рогожка. Это было слишком за сто лет до нашего времени.

Если проехать Орловское Полесье и выехать на территорию Калужской области, то в десяти километрах от границы областей ещё можно найти остатки вымершего посёлка Кудияр, при небольшой одноимённой ж/д станции, разобранной ныне ветки Брянск — Дудоровский.