Найти в Дзене
Александр Дедушка

На "третьей тройке" тебе в лицо говорят гадости, а потом выгоняют с "орбиты" (Дружба и коллектив)

Третья тройка Она началась, как и предыдущая с пересадки. В целеполагании я объявил об углублении самопознания с проверкой эмоциональной устойчивости в упражнениях с усиливающейся «жесткостью». «Никто из вас так, как я…» - первое упражнение, еще по сути разминочное, но уже нацеленное на выявление личностного своеобразие каждого участника проекта и осознание последствий этого своеобразия. Каждому было предложено осознать свое главное отличие от всех присутствующих и сформулировать его через предложенную форму. Я не строил особенных планов на это разминочное упражнение, но снова неожиданно оно удивило глубиной «личностного дифференцирования». Приведу высказывания всех участников. Итак, «никто из вас так, как я…»: Деггет – «может запомнить 100 слов за 10 минут»; Бум – «общается с маленькими детьми»; Бубен – « за неделю выучил раздел физики 10-го класса» (учась в 9-м); Идол – «может ненавидеть и любить одних и тех же людей»; Прикол – «не сможет играть в компьютер три дня без перерыва»; Хед
Дружба и коллектив
Дружба и коллектив

Третья тройка

Она началась, как и предыдущая с пересадки. В целеполагании я объявил об углублении самопознания с проверкой эмоциональной устойчивости в упражнениях с усиливающейся «жесткостью».

«Никто из вас так, как я…» - первое упражнение, еще по сути разминочное, но уже нацеленное на выявление личностного своеобразие каждого участника проекта и осознание последствий этого своеобразия.

Каждому было предложено осознать свое главное отличие от всех присутствующих и сформулировать его через предложенную форму. Я не строил особенных планов на это разминочное упражнение, но снова неожиданно оно удивило глубиной «личностного дифференцирования». Приведу высказывания всех участников. Итак, «никто из вас так, как я…»:

Деггет – «может запомнить 100 слов за 10 минут»;

Бум – «общается с маленькими детьми»;

Бубен – « за неделю выучил раздел физики 10-го класса» (учась в 9-м);

Идол – «может ненавидеть и любить одних и тех же людей»;

Прикол – «не сможет играть в компьютер три дня без перерыва»;

Хедин – «не спит»;

Тошик – «имеет так часто припадки»;

Даду – «не смеется»;

Хомячок – «любит спокойствие и уединение»;

Норберт – «играет на гитаре и тромбоне»;

Силван – «так отдыхал на море»;

Кермит – «умеет пить»;

Блоха – «не знает латинский и испанский»;

Вася – «не ощущал выпадение волос при стоянии на голове»;

Ежик – «может быть разным человеком».

Высказывания каждого можно было оспорить, попросить пояснить или даже доказать, что этого действительно никто не может из присутствующих. Порой возникали дискуссии, а в конце я предложил каждому указать на того, чье высказывание о себе его наиболее поразило. Здесь «победил» Васек с его выпадением волос при стоянии на голове. Я же для себя отметил Идола-Алену с ее парадоксальной любовью-ненавивистью. А ведь, действительно, что-то рационально необъяснимое в ней есть.

«Клаустрофобия» - динамический противовес. Все рассчитываются на первый-второй. Одни номера образуют внешний круг, взявшись за руки, другие в него заходят. Задача находящихся в кругу – уговорить выпустить их из круга. При этом каждому, чтобы выйти из круга, нужно убедить двух держащихся за руки человек, которые его выпускают только при обоюдном желании и согласии. При этом через каждые примерно тридцать секунд я даю голосом команду: «Шаг вперед», и внешний круг делает этот шаг, сужая внутреннее пространство и тем самым, нагнетая «клаустрофобские страсти».

В первом туре игры всем удалось выйти из круга, а вот во втором, когда номера поменялись своими ролями, выйти из круга удалось только трем человекам. Остальные оказались «раздавлены» клаустрофобным сближением. Думаю, особых психологических выводов здесь делать не стоит, просто во втором туре ребятки разыгрались и, что называется, «вошли во вкус».

Гусеница «Мне в тебе нравится» - это уже глубокое погружение в психологическое зеркало с целью самопознания сначала с положительной эмоциональностью. Все очень просто: ты должен сказать стоящему напротив человеку, что тебе в нем нравится. И так по принципу гусеницы – всем участникам. Я, давая звонки на очередной переход, не смог глубоко погрузиться в эмоционально-психологический ход игры, но удивительно хорошо это сделала «скрытая камера» Идол-Алена. Вот ее комментарий:

«Правило искренности действует. Сейчас все говорят друг другу, что нравится им в этом человеке, и передвигаются по звуку звонка направо к другому человеку. Тошик и Сима, не скрывая своих чувств, обнимают друг друга и разговаривают, видимо, о чем-то приятном. Наш Вася в своем репертуаре: - Всех люблю! Какие вы симпатяшки!.. Норберт делает всем комплименты и говорит, что ему нравится мужество в девушках. У Прикола нет слов, он даже не знает, что ему может нравиться в Тошике. И ему подсказывает Бубен, так как сам он знает много хорошего в Тошике. Вот игра подошла к концу, и все идут писать свои впечатления. Действительно ли все говорили правду? Всем дико смешно, они счастливы!!! Все идет по плану».

Нет, согласитесь, как замечательно, когда роль скрытой камеры выполняет внимательный и умный наблюдатель. Это еще один канал впечатлений и анализа, незаменимый по принадлежности к кругу самих участников проекта. А вот впечатления участников:

«Очень мило». Кермит.

«Не все говорили искренно, некоторые превратили все в шутку, но мне понравилось» Сима.

«Мне понравилось то, что Вася и Норберт всем говорили: «У тебя такое мужественное лицо…». Блоха.

«А что – прикол! Мне кажется, все сказали то, что думали». Даду.

«Это очень, очень, очень, очень, очень приятно. Сложно что-то сказать. Мне показалось, что сейчас, именно на этом упражнении мы намного сильнее сдружились».Тошик.

Гусеница «Мне в тебе не нравится» - неожиданно встретила сопротивление после моего предложения о ее проведении. Впрочем, предоставлю слово той же замечательной «скрытой камере»:

«Сейчас возник вопрос, проводить ли эту игру. Потому что Бум и другие думают, что, узнав о себе плохое, у них испортится настроение. Но если Папочка сказал, что надо пройти через это, значит, это действительно поможет всем. (Мне действительно пришлось убеждать в этом «колеблющихся» участников. Эмоциональный маятник нужно было качнуть в другую сторону (нужно ли?), хотя по-человечески понять участников можно: после эмоциональной эйфории погружаться в море тревожности и нелицеприятных оценок…)

Вот начинается игра. Опять все становятся по парам и говорят, что не нравится им друг в друге.

Хедин и Силван как обычно шутят и говорят, что убьют друг друга, но все прекрасно понимают, что они хорошие друзья и не желают зла друг другу. Прикол внимательно слушает и пытается понять, что ему говорит Деггет, и этот разговор серьезней, чем другие. Кермит нервничает, но не хочет этого показывать, но все равно орет и психует и всех бьет ногами. Силван говорит Бубну о своем негативе к нему, но никто пока не обижается. Посмотрим, что будет после игры.

Игра закончилась. Все пишут свои впечатления. Все довольны игрой, и ни у кого не появились негативные эмоции».

И опять Идол-«скрытая камера» попала в точку. Мне этого не было видно со стороны, но впечатления участников подтверждают положительный эмоциональный и познавательный эффект:

«Ничего страшного! Нормально. Иногда полезно послушать про себя гадости (правду)». Даду.

«Хорошая гусеница, настроение OK! Good! Про меня мало сказали, но кто сказал – они попали в точку. И это хорошо, я это исправлю». Бубен.

«На самом деле я ожидала худшего.… Но мои ожидания не оправдались!». Блоха.

«И опять не все были искренними, хотя некоторые попали в точку:

Ваня – нудноватая;

Настя – иногда не понимаю людей;

Света – иногда справедливость важнее всего». Хомячок.

«Подарок» - следующее упражнение, статическое по форме проведения, но с возможностью качания эмоционального маятника в разные стороны.

В инструктивной преамбуле говорю о том, что в семье принято дарить подарки, но в нашей ситуации это не обязательно будут приятные подарки. Упражнение предусматривает, что после того, как одному участнику будут подарены приятные подарки, следующему придется принять оскорбительные подарки, и так далее с чередованием типа подарка. Протагонистам, выпавшим из бочонка, нужно будет выбрать как самый приятный подарок, так и самый оскорбительный.

Поначалу подарки не отличались особой выдумкой: среди приятных – разные вариации любви, а в оскорбительных – горя и несчастья, но потихоньку ребятушки разошлись и стали дарить подарки с углубленным психологическим контекстом. Вот, например, среди оскорбительных подарков: атомный взрыв, при котором он, протагонист, останется один, урок русского языка у определенной учительницы, ручных блох, праздничный стол с большой жирной жабой.

Интересно было наблюдать и за выбором самого приятного и самого оскорбительного подарка, даже когда, особенно в последнем случае, «болевую точку» пытались скрыть. В этом, собственно и есть соль упражнения – насколько откровенно человек может проявить свои самые слабые места.

«Уход с орбиты» - завершающее и главное в этой тройке упражнение по степени эмоциональной напряженности.

Все становятся «планетами» и начинают вращаться - ходить взявшись за руки - вокруг «солнца»-протагониста. По команде ведущего с интервалом в десяток секунд «солнце» называет тренинговые имена планет, которые покидают орбиту, выходят из круга планет и возвращаются на свои места. Принцип такой: сначала выводятся самые «неблизкие» планеты, отношения с которыми не слишком важны, а последними остаются самые близкие. В конце концов, остается только «солнце» и самая близкая ему «планета».

Я предупредил о том, что упражнение очень демонстративно и информативно; у каждого будет возможность увидеть свою настоящую степень близости с протагонистом и сравнить ее с близостью других. Эту информацию нужно постараться воспринять адекватно, без обид, раздражения и досады.

Здесь особенно важным был первый пример, поэтому я предложил всем выбрать первого протагониста; разумеется, им должен был стать самый значимый для всех участник проекта. Большинство голосов было отдано Деггету-Свете, и я порадовался за этот выбор. Я был уверен, что Света сумеет пройти это упражнение с максимальной степенью искренности, а ее отношение ко всем могло быть воспринято с максимальной степенью адекватности.

Однако перед началом упражнения я дал еще одну вводную, которую потом повторял перед каждым новым участником (всего их было трое). Каждый должен был предположить, кого Света выведет первым и кого в конце концов оставит при себе. И наконец, нужно предположить свою очередность «вывода» с орбиты – под каким номером ты сам покинешь орбиту. Сравнение своих предположений с реальными результатами станет отличным материалом последействия после каждого тура упражнения.

Итак, первая Деггет-Света. Она без всяких колебаний по каждому моему сигналу удаляла очередную «планету». Первой покинула орбиту Бум-Настя. Открыв ее засветку, я с удивлением обнаружил, что она и указала себя под первым номером с таким комментарием: «Я в принципе такого эффекта и ожидала». Да, Света точно выполнила инструкцию, первым удалив человека, совершенно с ней не связанного и поэтому максимально далекого.

Ну, а последним она оставила при себе – кто бы в этом сомневался! – Норберта-Вадима. Хотя, видимо, внешняя легкость, с которой она выполняла упражнение, далась ей не совсем легко. Вот ее «засветочный» комментарий: «Лучше бы мы его (упражнение) не проводили. Хотя я была рада, что люди узнали, как я к ним отношусь».

Следующим солнцем стала Даду-Ира. Она была второй в рейтинговом голосовании по выбору протагонистов в этом упражнении. В ее адекватности и искренности у меня тоже не было сомнений. Она без колебаний удалили первого Бубна-Рому, а последней оставила с собой самую близкую ей Блоху-Нину. И в ее же немногословно-сдержанном стиле прокомментировала: «Хорошее впечатление. Классно побесились». Последняя фраза несколько смущает от имени хладнокровной Даду, но, видимо, и ей внешнее хладнокровие далось немалым внутренним «бесением».

Третьим и последним протагонистом этого упражнения была Тошик-Алена. И тут я заранее не был уверен ни в искренности ее выборов, ни в адекватности восприятия, как от нее самой, так и от остальных участников. Где-то, наверно, чтобы поддержать ее (хотя тогда это не осознавалось), я сам решил принять участие в упражнении и стал в общий круг. Однако, вопреки моим опасениям все прошло достаточно гладко. Она только долго не могла определиться с последним «изгоняемым» из двух оставленных при себе Идола-Алены и Симы-Оли. Я, кстати, переоценил свою степень близости к Алене, уйдя с орбиты под десятым номером среди пятнадцати участников, а заранее предполагая 12-13-м.

Кстати, да – фрустрационное это чувство, с которым ты покидаешь орбиту, это я почувствовал на собственной шкуре; но, что поделаешь? – и через это надо уметь проходить.

Казалось бы, все хорошо прошло и с Тошиком, но ее «засветка» опять возрождает подозрения в неадекватности: «Мне было как-то трудно выбрать людей, которых я хотела убрать первыми. Я убрала их в самом конце. Как-то странно и неприятно».

А вот мнения, так сказать, «рядовых» участников:

«Интересное упражнение, особенно если учесть, что со всеми «солнцами» я в хороших отношениях». Хомячок.

«Такой тренинг нужно проводить чаще (на самом деле). Он очень полезный. И это тренинг мне понравился больше всего». Блоха.

«Ну, подумаешь – 3-я, 4-я – какая разница? Тошик для меня никто. (А на самом деле, видимо, - «кто», иначе, отчего такие эмоции?- мое.) В принципе это задание ничего не изменило. По крайней мере, для меня. (А дальше добавление, сигнализирующее, что я несколько увлекся.) Ой, сейчас мой мочевой пузырь лопнет. Умираю!». Ежик.

А вот засветка Бума-Насти, которой пришлось уйти в одном случае первой, а в другом – второй, так что были опасения, как она это все пережила: «Я тоже хотела быть «солнцем», но до меня очередь не дошла. Мне немного жаль».

В общем, прошли без потерь.

Заканчивается первая тройка, и в ее конце я решил перед уходом на ужин расставить все точки над «i».

Время близилось к шести часам, на улице стемнело, и если уж расставаться с некоторыми участниками проекта, то для этого – самое время. Конечно, ни с кем я на самом деле расставаться не собирался, но не использовать ситуацию для «дисциплинирования» некоторых участников было бы упущением.

Я прямо высказался о том, что у меня есть сомнения в плане поведения по отношению к Силвану-Ване и Норберту-Вадиму и предложил желающим высказаться по этому поводу. Разумеется, все их стали дружно защищать, но это все и рассчитывалось – несколько секунд тревожной неопределенности для каждого из них, как я думал, были достаточными.

И еще я поинтересовался эмоциональным состоянием Бума-Насти, Ежика-Насти и Даду-Иры. Засветок их в то время я еще не читал, а сдержанная эмоциональность каждой из них не позволяла понять их душевное состояние. Они заверили, что чувствуют себя хорошо, готовы к дальнейшей работе, и к всеобщей радости я объявил о сохранении полного состава участников проекта, плавно перетекающего в свой ночной период.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь