Хороший? Плохой? Какой? Во второй половине XX века пошла волна фильмов, стирающих границы между злодеями и героями, добром и злом. В центре сюжета, в качестве главных героев, которым вынужден симпатизировать зритель, появляются откровенные бандиты. Не такие уж и плохие на фоне других, еще более мерзких бандитов. Классический пример фильм «Побег» со Стивом Маккуином.
Достаточно многослойный фильм, не сразу выруливающий на основную линию. Действие развивается неспешно, герои вводятся долго и тщательно, прорисовываются. А потом всё срывается и несется, несется, несется к концу. Какому? Если учесть, что главные герои тут – криминальная семейная парочка, можно заподозрить трагическую концовку в стиле «Бонни и Клайд». А на самом деле?
Док Маккой (Стив Маккуин), известный грабитель банков, отбывает срок в тюрьме. Собранный, волевой, сильный, держит себя в железных руках. Все устремления – выйти на волю, все воспоминания о жене. Но очередное прошение о досрочном отклонено.
Тут-то и «выстреливает» жена, идущая на поклон к биг-боссу бандитов. Расплатившись тем, что у нее есть лучшего, она убеждает биг-босса дернуть за нужные веревочки и Маккой выходит на свободу. Это всего минут двенадцать из час-пятьдесят. Тщательное, хотя и длинное представление основной пары героев.
Не всё так просто в идиллии воссоединения мужа и жены. Во-первых, биг-босс имеет свои виды на Маккоя. В благодарность за освобождение тот должен дернуть для босса банк. Во-вторых… Об втором чуть позже.
Тщательное планирование нападения на банк вроде бы подсказывает, что это и станет основной темой. Как в каких-нибудь «Друзьях Оушена». Фиг! Это лишь продолжение завязки. Вывод на сцену еще одного важного персонажа. Отмороженного на всю голову бандита Руди Батлера (в исполнении демонически раздоблаистого Аль Леттьери). Он приставлен к Маккою биг-боссом для того, чтобы убрать того после выполнения задания.
Вот с ограбления (где-то минут под сорок хронометража) и начинается «Побег». Точнее бы отразило бы суть фильма название «В бегах». Семейная пара Маккоев пускается в бега с чемоданом денег. Руди Батлер с такими же оторванными на голову заложниками устремляется в личную погоню. К этому делу примазывается банда биг-босса. И вся полиция Техаса.
Тут-то и разражается основной психологический конфликт: Маккой вдруг догадывается о цене, которую за его свободу заплатила жена. Эк его начинает ломать. С одной стороны, он что, дурак, не мог себе представить этого заранее? С другой стороны, это ведь жертва жены для освобождения мужа. С третьей, он ее так хотел увидеть, так мечтал о ней в тюрьме, так любит (любил?). Как со всем этим жить дальше?
И ведь совершенно некогда разбираться в чувствах – куча погонь на хвосте. И каждая норовит застрелить парочку новоявленных миллионеров. Будет много погонь, перестрелок, опасных моментов. Дурацких действий, нелогичных поступков. Но нелогичны они не из-за неудачного сценария. Наоборот, сценарий делает Маккоев настоящими растерявшимися людьми, совершающими непродуманные, порой хаотические поступки.
И только в двух шагах от спасения Маккой понимает, как поступить с женой. Как поступить со всей своей жизнью. Как распорядиться оставшимся временем, возможностями.
Маккои тут – это конечно не Бонни и Клайд, жестокие дети. Маккои, хотя и бандиты, грабители, всё-таки больше выглядят жертвами обстоятельств, людьми, которые хотя нормальной жизни, но вынуждены внешней силой к злодеянию. Они убегают не только от бандитов или полиции, они убегают от преступления. Ну как им не сочувствовать?
Что и говорить, классика 1970-х. Золотая эпоха, отличные актеры, фильмы не ради злободневной повесточки или тупой стрельбы, а ради киноискусства.
8 из 10
#кино #голливудские фильмы #криминальные фильмы #стив маккуин