Найти тему
Литклуб

Элиты и боги. А как в Египте?

Оглавление
Противостояние Гора и Сета
Противостояние Гора и Сета
Сохранилось глухое воспоминание об Исиде, выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. При этом даётся объяснение такого поведения. Когда она, заступившись за сына, вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает:
«Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!».
Потом он говорит, что Гор является для Исиды чужеземцем (т. е. принадлежит не её роду, а роду своего отца).
Смущённая этими речами, Исида отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. Исида поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права.
Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.

 Источник

В мифе об Исиде, Сете и Горе имеется с виду волшебное преобразование Исиды темной в Исиду светлую, когда Гор, ее сын, отсек ей голову, за то что она ослушалась и пощадила Сета, по причине своего с ним родства. Дальнейшее, скажем на современный манер, перепрограммирование головы богини богом Тотом, с последующим водворением ее на место, меняет Исиду на ее светлую ипостась, которая подчиняется воле сына. Этот момент в жизни древнего Египта символизирует переход от матриархального уклада к патриархальному.

Здесь интересно рассмотреть метод восприятия волшебных взаимосвязей в мифе через призму предположения Поля Лафарга. Поль Лафарг блестящий религеовед, глубокий знаток древности, марксист, зять Карла Маркса, по сути, предложил воспринимать древних богов, как коллективные личности, то есть: некий бог - это праотец или прамать, память о которых передается новым поколениям в данной коллективной  общности. Передача такой информации базируется на постулате о существовании души у каждого члена рода, племени, общины. Выдающиеся предки почитаются, как хранители очага и защитники племени, рода. Далее свойства этих предков прирастают новыми атрибутами в связи с военными успехами, открытиями или выдающимися поступками членов общности.

Гарпун и голова Исиды

В указанном выше мифе о Горе, Исиде и Сете, через призму Лафарга можно разглядеть интересные подробности. К примеру что значит, что Исида вонзила гарпун в Сета, а потом отозвала его? Подобные варианты управления предметами при помощи слова можно встретить и в индийских эпосах, когда герой говорит стреле кого атаковать.

Можно сказать, что гарпун Исиды это некий боевой отряд, выполняющий волю главы группы жрецов или элитной группы, маркируемой Исидой. Сначала в противоборстве жрецов Сета и Гора за власть группа Исиды выступает на стороне Гора, но ей выставляется аргумент от группы Сета, что власть от группы Осириса (уничтоженной Сетом) по матриархальным канонам должна перейти к Сету. А раз Сет и Изида имеют родственные связи, то ее помощь Гору нарушает матриархальный уклад. В результате чего глава группы Исиды отзывает отряд (гарпун) готовый уничтожить ключевых фигур группы Сета.

Далее группа Гора, борющаяся не только за власть, но и за честь группы Осириса (месть за отца), отрубает голову Исиде. То есть, видимо, физически устраняется глава группы Исиды. Далее происходит "чудо", группа, маркируемая богом Тотом, водружает новую главу Исиде, от чего Исида становится кроткой и покорной сыну и уже ему не перечит, а помогает в борьбе с Сетом до полной победы. То есть группа жрецов бога мудрости, письма и чиновничества подбирает и узаконивает новую кандидатуру с нужными качествами на пост главы группы Исиды.

Без Лафарга никуда

Следуя Лафаргу можно предполагать, что Боги маркируют собой сначала общности с их традициями, а в процессе развития цивилизации, и элитные группы внутри этих общностей. Лафарг в своей книге "Религия и капитал" интерпретирует ряд древних мифов с этой точки зрения.

Миф о первочеловеке Адаме представлен так, что следуя библии можно воспринимать Адама, не как одного конкретного человека, а как род или племя, которое маркируется вождем праотцом Адамом, которое другое племя Элоитов поселило в своем саду, возделывать этот сад, и запретило есть плоды с одного типа деревьев.

Волшебные предметы

С точки зрения, предложенной Лафаргом, можно интерпретировать зеркало Афины и серп Гермеса, данные Персею, молниемет Зевса, молнии для которого куют циклопы, следующим образом. Эти волшебные предметы являлись интеллектуальными и управленческими системами, выработанные на основе традиций определенных племен и передаваемые через поколения.  К примеру зеркало Афины ассоциировалось с озером Тритон в Ливии, на берегах которого и родилась из головы Зевса Афина (эту ситуацию мы разбирали в статье "Ключ к прочтению мифов"). То есть щит  - это озеро, на котором проводился древний консилиум по ребрендингу ливийской Тритониды или египетской богини Нейт.

Гарпун Исиды очевидно тоже является волшебным предметом (по факту - боевой отряд Исиды, которому глава группы Исиды могла приказывать). Огонь, который подарил людям Прометей, ведь тоже не просто огонь, а нечто большее - душевный огонь, огонь поэзии, огонь знаний, ведь это Прометей научил людей ремеслам [Эсхил "Прометей прикованный"] - огонь ремесел, огонь творчества, дух наконец.

Выводы

Возвращаясь к сюжету с Гором, Сетом и Исидой можно высказать несколько предположений в русле Лафарговского подхода. Первое предположение о политической борьбе за власть между двумя влиятельными группами Гора и Сета с привлечением к этой борьбе третьей группы, маркируемой Исидой.

Второе предположение о смене ключевой фигуры в группе Исиды в связи с неисполнением поставленной группой Гора задачи. Бог Тот - создатель новой головы Исиды и водворитель ее на место - это жреческая группа, помогающая кому-то из группы Исиды стать новой главой этой группы. А программой этой новой Исиды стал отход от матриархальных норм - передача власти от отца к сыну, а не по старшинству линии родства.

Третье предположение - о завоевании победы группой Гора, в связи с поддержкой новой Исидой его курса.

Подобный подход, предложенный Полем Лафаргом можно применить к анализу любого мифа и тогда может оказаться, что с сказка превращается в сложную последовательность событий и отношений между людьми.

Хочется отметить, что в мифе об Исиде, Горе и Сете рассматриваются отношения элитных групп в борьбе за власть, то есть они стремятся каждая по своему управлять народом так, чтобы именно их общности, как минимум, сохранялись. В свою очередь народ в массе своей воспринимает некоторые яркие черты победившей элитной группы. Смена матриархальных отношений патриархальными принималась, пусть не без боя, но все-таки в массе своей возобладала и была принята народами Египта. Таким образом можно говорить о транслировании мировоззренческих моделей и ценностей от элиты к народу. 

P. S. Хорошо если элита понимает, что она неразрывно связана с народом, а если она отрывается от народа, осознанно вгоняет его в невежество, то с такой элитой будут поступать, как с темной Исидой.

#литклуб #элита #Лафарг #боги