Найти тему
Две Войны

Приказ Гитлера, во время войны с СССР, который шокировал его генералов: «Почти все генералы Вермахта были против этого решения»

Новый 1942 год в Германии встречали с тревогой. Огромные потери на Восточном фронте и неудача в наступлении на Москву не внушали оптимизма. Гитлеровские генералы, безусловно, понимали яснее других: поражение в битве за Москву означает неизбежное поражение во всей войне. Из молниеносной она перешла в затяжную, неуклонно пожирающую ограниченные людские и материальные ресурсы Германии.

Оправдания и поиски «объективных причин» немецкие полководцы начали ещё в ходе войны. А в послевоенных мемуарах и исторических трудах они развернулись на полную.

Было много второстепенных причин: мороз, отсутствие дорог, перегруженная система снабжения, растянутые войска и т.д. Но одной из основных причин они назвали решение Гитлера повернуть часть войск группы «Центр» на юг.

21 августа 1941 г. фюрер подписал директиву, согласно которой часть сил группы армий «Центр», наступавшей на Москву, перенаправлялась на юг, чтобы совместно с группой армий «Юг» разгромить войска советского Юго-Западного фронта. Зачем он так поступил, я и расскажу в этой статье.

Гитлер с Кейтелем, Гальдером и Браухичем. Фото в свободном доступе.
Гитлер с Кейтелем, Гальдером и Браухичем. Фото в свободном доступе.

«Могли бы взять Москву и закончить войну до зимы»

Это решение стало неожиданностью для генералов вермахта. В результате поворота крупной танковой группы на Юг, германские войска потеряли драгоценный месяц, которого им как раз и не хватило, чтобы взять Москву до наступления морозов – таков смысл версии, которая часто встречается на Западе (а с некоторых пор и у нас).

Хайнц Гудериан в своих мемуарах «Воспоминания солдата» (впервые изданы в 1950 г.) утверждает: большинство генералов – командующих группами армий и армиями на Восточном фронте были против этой инициативы Гитлера.

Генерал Гудериан говорит о том, что в августе 1941-го его войска не встречали очень сильного сопротивления на московском направлении и продвигались вперёд хорошо. А советские войска у Киева никак не могли угрожать флангу группы армий «Центр», наступавшей на Москву. Если бы в августе 1941 года наступление вермахта на столицу СССР продолжилось, то они бы взяли её ещё до начала зимы.

В 1951 году вышла «История Второй мировой войны» генерала Курта Типпельскирха, в которой он поддержал мнение Гудериана. Эту точку зрения высказывали и другие гитлеровские полководцы: Браухич, Гальдер, фон Бок. Поэтому она широко распространена в научных трудах на Западе, и в современной России с ней тоже согласилось немало историков.

Гудериан. Фото в свободном доступе.
Гудериан. Фото в свободном доступе.

Решение фюрера действительно было принято в штыки

Гудериан вспоминает: 23 августа 1941 г. на совещании в штабе группы армий «Центр» начальник Генштаба Франц Гальдер сообщил генералам о решении Гитлера наступать в первую очередь не на Москву, а на Украину. При этом было видно, что Гальдер сам потрясён тем, что его план развития наступления на Москву потерпел крах.

«Мы долго совещались: что можно сделать, чтобы Гитлер всё же изменил своё «окончательное решение». Мы все были глубоко уверены в том, что планируемое Гитлером наступление на Киев неизбежно приведет к зимней кампании со всеми её трудностями», – пишет Гудериан.

Гальдер действительно испытал потрясение от этой директивы фюрера, и даже имел конфликт с ним, после чего собрался в отставку. Вот что он пишет в «Военном дневнике»:

«Положение стало нестерпимым из-за нападок и вмешательства фюрера. Никто другой не может нести ответственность за противоречивые приказы фюрера, кроме него самого. Я предложил Браухичу просить о его и одновременно о моей отставке. Он отклонил это предложение, так как такое решение ничего не изменит».
Гитлер на совещаниях с генералами. Фото в свободном доступе.
Гитлер на совещаниях с генералами. Фото в свободном доступе.

Директива Гитлера действительно шокировала его генералов и была принята ими в штыки. Но он настоял на своём; военачальники стали покорно выполнять решение фюрера, и уже менее чем через месяц восхищались его гениальным стратегическим планированием.

Только об этом они почему-то не распространяются в своих мемуарах.

Итоги «поворота на юг»

В середине сентября группа Гудериана, повёрнутая на юг, соединилась с группой Клейста, и они замкнули самое большое в мировой истории кольцо окружения. В Киевский котёл попала полумиллионная группировка советских войск. Целый фронт (Юго-Западный) полностью рассыпался. Было разгромлено сразу несколько советских армий, которые потеряли всю свою технику и прочую матчасть. Сотни тысяч красноармейцев оказались в плену.

Это была крупная победа Вермахта, и в те дни генералы уже дружно прославляли фюрера за дар предвидения и способность к нестандартным решениям.

🔵 Что говорили руководители Третьего Рейха о Сталине в приватных беседах

Киевский котёл, сентябрь 41-го. Фото в свободном доступе.
Киевский котёл, сентябрь 41-го. Фото в свободном доступе.

А главное – наивно было бы думать, что взятие Москвы положит конец войне с СССР до наступления зимы. С потерей столицы сопротивление советских войск не прекратилось бы, и на скоротечное окончание войны немецкие генералы рассчитывали зря.

Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, было ли решение Гитлера правильным?