Приветствую вас, друзья!
Не так давно я решил немного разнообразить на пробу содержание блога и сделал небольшой пилотный выпуск со своими старыми ещё фотографиями Москвы 2000-х годов с вопросом читателям интересна ли им будет такая периодическая рубрика? Читатели в комментариях высказались о рубрике положительно и с интересом, поэтому я принял решение и впредь иногда делать для разнообразия подобные выпуски.
Навигация по циклу:
> Выпуск № 1
> Выпуск № 2
> Выпуск № 3
> Выпуск № 4
> Выпуск № 5
> Выпуск № 6
> Выпуск № 7
> Выпуск № 8
> Выпуск № 9
И вот сегодня мне захотелось написать вторую часть, поэтому всех желающих поностальгировать по ушедшим нулевым годам прошу к экрану монитора с чашечкой чая или кофе. В те времена я особенно не зацикливался на какой-то определённой тематике, а просто осваивал фото и во время прогулок по Москве снимал всё подряд, что глянулось, поэтому фотографии будут из разных мест, а сам пост может показаться несколько хаотичным, но всё же, надеюсь, отражающим дух того времени.
1. Начнём с улицы Покровка. Вся улица забита припаркованными авто, а какой-то товарищ припарковался прямо на тротуаре, обычная картина по тем временам.
2. Вид в сторону центра. Вообще как-то непривычно уже видеть такой метод парковки в центре Москвы. На улице ещё висит контактная сеть троллейбуса, который уничтожили уже в собянинские времена.
3. Перенесёмся на Беговую. Вид в сторону Белорусского вокзала с Ваганьковского путепровода.
4. В те времена здесь всё было забито поездами. Среди прочих можно разглядеть по характерному окрасу вагоны старого поезда Москва - Берлин, который спустя несколько лет заменил скоростной "Стриж". Впрочем, сейчас по всем известным причинам "Стрижи" в Берлин уже почти два года как не "летают".
5. На путях грузового парка Москвы-Товарной-Смоленской ещё стоит большое количество грузовых поездов, тогда станция ещё функционировала по своему прямому назначению. Кто желает, может сравнить с тем, как всё стало выглядеть в 2019-м году.
6.
7.
8.
9.
10. Сейчас здесь практически всё пустынно, на множестве путей и наката-то нет...
11. Перенесёмся на "Электрозаводскую". Ещё на месте сквер на Семёновской набережной, сейчас здесь расположен вестибюль новой станции "Электрозаводская" Большой Кольцевой линии, открытой 31 декабря 2020-го года.
12. А вот этот сквер через дорогу у сталинских домов сейчас, насколько я знаю, на месте.
13. Много приятных и романтических воспоминаний тех времён связано с этими краями.
14. Ограда стадиона "Металлург" завода Серп и Молот. Часть его территории позже была отдана под метростроевскую площадку. Сам стадион, правда, на месте. Про него я как-нибудь расскажу отдельно.
15. Семёновская и Рубцовская набережные с Рубцова моста.
16. Корпуса и дымовая труба Мыловаренного завода «Т. Ширмер и Ко» XIX века и Московского ткацко-отделочного комбината (МТОК). Сейчас всё это снесено и на их месте высятся очередные "муравейники" - жилой комплекс «Резиденции архитекторов».
17. Железнодорожный мост Казанско-Рязанского направления через Яузу. Электричка ещё в характерном для тех времён окрасе данного направления.
18. Вид в обратную сторону. Троллейбусы на Электрозаводском мосту. Сам мост на Большой Семёновской улице, которую соединяет с ул. Гастелло и Бакунинской был построен в 1954 году по проекту инженеров Ю. Ф. Вернера, С. М. Замятина и архитектора С. П. Леонтовича на месте Рубцовского (или Покровского) моста.
19. Зелёный ещё поезд дальнего следования со старым логотипом РЖД над Яузой.
20. Если мне не изменяет память, севернее этого места Яуза уже не судоходна.
21. Сквер у Дворца на Яузе. Это место не слишком сильно изменилось с тех пор.
22. Электрозаводская улица величественное готическое здание Электрозавода. С парковкой по принципу "где хочу".
23. Электрозаводская ветка с уютной деревянной будкой дежурного по переезду. Одна из немногих промышленных железных дорог в Москве, действующих до сих пор.
24.
25. Здания бывшего Товарищества шёлковой мануфактуры в Москве (1881 г.), к тому моменту уже переделали в офисы. Конкретно это здание 1914-го года. Хорошо хоть не снесли.
26. А теперь перенесёмся в другой конец центральной части города, на Саввинскую набережную южнее Мухиной горы. Корпуса снесённой ткацкой фабрики 1889 г. Здесь вплоть до начала нулевых производили гардины и тюль. Сейчас там высится очередной "муравейник" - ЖК Savvin River Residence.
27. Так называемая «Красная спальня» или «Красная казарма», на самом деле бывшее общежитие где жили работники Московской кружевной гардинно-тюлевой фабрики имени Э. Тельмана (такое название она носила уже в советское время). Это здание пока ещё вроде бы уцелело (хотя, не уверен, довольно давно там не был).
28. Общий план в сторону Киевского вокзала. У МИДа ещё старый шпиль.
29. Бывший Шёлковый комбинат им. Я. М. Свердлова. Ныне, к счастью, с сохранением основной массы исторической застройки - деловой квартал «Московский шёлк».
Предприятие «Московский шёлк» начало свою историю с основанной в 1840 году ткацкой фабрики купца Вострякова. В 1856 году Вострякова была куплена французом А. О Гюбнером (Товарищество ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера). В это время она изготовляла ситцевые платки, мебельные ткани и другой текстиль.
В годы Гражданской войны фабрика была остановлена из-за отсутствия топлива и сырья. Возобновила работу в 1925 году под названием Хамовническая ситценабивная и красильная фабрика им. Я. М. Свердлова. С 1935 года на фабрике началась отделка не только хлопчатобумажных, но и шёлковых тканей.
Во время Великой Отечественной войны здесь производились не только ткани для нужд фронта, но и мины. В 1945 году на фабрике организовано крутильное производство, и она переходит, в основном, на выпуск шёлковых тканей. С 1962 года предприятие называлось «Шёлковый комбинат им. Я. М. Свердлова». Постепенно оно стало крупнейшим шёлковым комбинатом в стране.
В 1992 году на базе комбината образовано АО «Московский шёлк». Продукцию комбината «Московский шёлк» знали как в России, так и за рубежом: она была конкурентоспособна и по некоторым показателям превосходила зарубежные аналоги. «Московский шёлк» — один из немногих отечественных производителей, имевших сертификат качества. Комбинат выпускал ворсовые и жаккардовые ткани, ткани декоративного назначения: портьерные, обивочные, мебельные, автомобильные, и также подкладочные, плательные и махровые — из 100% хлопка, кроме того — гладкокрашеные ткани из натурального шёлка. В 1999 году комбинат открыл фирменный магазин «Московский шёлк» на набережной реки Москвы.
В настоящее время, как вы понимаете, ничего материального здесь не производится.
30. Сами корпуса сейчас тоже выглядят иначе. Но, главное, что на месте.
31. Бывшее общежитие Московского шёлкового комбината. XIX век. Ходят упорные слухи, что будет снесено, а на его месте построен высотный отель.
32. Уютно.
33. Устье реки Сетунь. Сити ещё непривычно мал. Впрочем, про него тоже можно отдельный материал собрать.
34. Воробьёвы горы.
35.
36. Ещё старая Лужнецкая набережная. ЖК «Дом на Мосфильмовской» только возводится.
37. Патрульная машина тогда ещё милиции в Лужниках.
38. Станция метро Воробьёвы горы. Хорошо видно опоры временных боковых мостов, по которым поезда объезжали закрытую на ремонт станцию с 1984-го по 2002-й год. Сама станция была закрыта в 1983-м, но некоторое время поезда шли ещё по основному мосту. Когда я был маленький и ездил здесь с родителями, а поезд медленно двигался по объездным мостам, мне казалось, что мы проезжаем какую-то секретную станцию. Полоски уличного света сквозь щиты, которыми были закрыты временные мосты казались загадочными и таинственными.
39. "Золотые мозги" РАН и набережная до реконструкции.
40. Этот вид практически не изменился и по сей день. Только на фото ещё нет выделенки на Комсомольском проспекте. А в нынешнее время нет троллейбусной линии по Комсомольскому и Вернадского.
41. И напоследок ещё немного железнодорожностей и Яузы. Перенесёмся обратно на восток, на Андроников виадук, по которому проходят пути Курского и Горьковского направлений МЖД через реку Яузу. Сам виадук построен в 1865 г. по проекту инженеров Н. М. Колоколова, С. Я. Терёхина и архитектора Б. М. Надежина. В 1950–1951 гг. мост подвергся реконструкции. Вид в сторону области. Ещё ходят старые рижские электрички в зелёном окрасе.
Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!
42. Вид в сторону Курского вокзала. Слева торчит кран - идёт строительство нового железнодорожного моста Горьковского направления, который был открыт в 2008-м году. Он расположен параллельно и, к сожалению, сильно испортил вид на исторический виадук. Впрочем, в настоящее время здесь строятся ещё два дополнительных моста под новые пути обоих направлений и старый вид скоро будет окончательно утрачен.
43. Здесь ту стройплощадку видно получше.
44.
45. Андроников виадук. Уже исторический вид.
46. Сыромятнический гидроузел. Единственный построенный из 4-х судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено планом обводнения города Москвы, входившим в Генеральный план 1935 года. Согласно плану, гидроузел должен был иметь № 4. Согласно Генплану 1935 года река Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе и на Яузе.
Этот план не был реализован за единственным исключением. В 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893–1946) был построен Сыромятнический (Яузский) гидроузел. Первоначально сооружение гидроузла предполагалось на участке между Садовым кольцом и ж/д мостом Курского направления МЖД. Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники). Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. Мост был снесён перед постройкой гидроузла. В 2005–2006 гг. был проведен капитальный ремонт гидроузла.
47. И в качестве завершения повествования - самое широкое место на Яузе рядом с гидроузлом.
И на этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно. И, если у вас всплыли какие-нибудь любопытные воспоминания о Москве тех времён вообще и об этих местах в частности, то с удовольствием прочитал бы в комментариях. А данную ностальгическую рубрику планирую и впредь периодически продолжать. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Навигация по циклу:
> Выпуск № 1
> Выпуск № 2
> Выпуск № 3
> Выпуск № 4
> Выпуск № 5
> Выпуск № 6
> Выпуск № 7
> Выпуск № 8
> Выпуск № 9
#москва #нулевые #2000-е #старая москва #железная дорога #история москвы #хамовники #басманный #архитектура #транспорт