В дореволюционные времена внутри Русской церкви зрела сила, которая погубила ее в 1917 году. Православные духовные семинарии внесли огромной вклад в русское революционное движение. Почему так произошло? Чем были недовольны семинаристы? Как учеба в семинарии сделала Сталина марксистом?
За достойную еду и жилищные условия
Первые известные "бунты" семинаристов засвидетельствовал воспитанник Воронежской духовной семинарии Александр Сердобольский, который учился в 1860-е годы. В своих мемуарах он жаловался на скудные щи и хлеб ужасного качества. Плохие условия жизни для простых семинаристов обуславливались тем, что иерархи церкви считали, что будущих сельских священников нужно готовить к реалиям крестьянской жизни.
Помимо скудной еды семинаристы бунтовали против условий бытовой жизни. Иерархи хотели покорного послушания, сводили воспитательную работу к постоянным ограничениям поведения, не предлагая какой-либо внеурочной развивающей деятельности. Поэтому с дисциплиной в семинариях были большие проблемы.
Также большой проблемой были жилищные условия. Постели семинаристов менялись очень редко, в матрасах водились насекомые, ребята страдали от вшей.
Это привело к первому серьезному бунту семинаристов в 1879 году в Воронежской духовной семинарии. На нее обратил внимание Синод и статский советник Иларион Чистович. Поводом стал дисциплинарный проступок, из-за которого в семинарии ввели строжайшие ограничения и обыски. В ответ семинаристы развешивали листовки с призывом к неповиновению, разбивали окна квартир начальников, 3 ноября некто бросил коробку с порохом в квартиру инспектора, что привело к серьезной порче имущества.
Последствия модернизации
Культура менялась, происходили модернизационные процессы, развивались политические течения, страсти накалялись. Это не могло не затронуть семинаристов, которые, запертые в учебных заведениях, ушли в революционную деятельность. Кровь молодых людей бурлила, они желали свежего общения. Начальство не могло контролировать их пыл в абсолютной степени, ведь воспитатели не понимали, что новая культура уже породила людей нового типа.
Учащиеся Костромской духовной семинарии могли контактировать с ссыльными, которых было много в городе. Это привело к созданию подпольных журналов и библиотек внутри семинарской среды.
В 1882 году Синод издает циркуляр, по которому надсмотрщики отбирали всевозможные социально-либеральные и революционные издания у семинаристов. В 1899 году Синод издал указ о немедленном закрытии семинарий, в которых наблюдаются массовые беспорядки. Через 2 года вышел указ об увольнении руководства семинарий в случае беспорядков. Надзор и пылкий контроль усилился до того, что сами ректоры могли проводить обыски в комнатах семинаристов.
Однако бунтарский дух не остановить. В предреволюционные времена семинаристы проводили забастовки в Ярославской, Вологодской, Смоленской, Рязанской, Ставропольской, Пермской и других семинариях. Во время волнений семинаристы разбивали окна зданий, ломали мебель и выбрасывали на улицу обломки, сопротивлялись полицейским.
Беспорядки во время богослужений
Нужно отменить еще один момент. Многие семинаристы пришли в семинарии не по своей воле. Действовали сословные порядки. Дети священников обязывались идти по стопам отцов. При этом не всем из них позволяли поступать в университеты. Семинаристы жили по монастырским порядкам, поэтому сопротивление старческому образу жизни вполне закономерен.
Особый формат сопротивления семинаристов - беспорядки во время богослужений. Ребята приходили на них нетрезвыми. Многие уклонялись от богослужений и молитв.
Вторая фаза семинарского бунтарства
Семинаристы бунтовали полстолетия на почве житейских неудобств и строгих ограничений. Уже к концу 19 века формируется идеологическая база протестных настроений, ее окончательное формирование пришлось на период Первой русской революции 1905 года. Массовые выступления семинаристов прошли по всей стране.
Например, в Вятской духовной семинарии воспитанники массово не посещали богослужения и занятия, устраивали пьянки, распространяли запрещенные журналы "Осколки" и "Хулиган". В Тульской семинарии покушались на жизнь ректора архимандрита Георгия. Подобное было в Воронежской и Тамбовской семинариях.
Протесты нового типа отличались от первых организацией и высокой сплоченностью. Семинаристы жаловались уже не начальству семинарий, а в высший церковный орган - Святейший правительствующий синод. В Ярославле дошло до того, что семинаристы возглавили первомайскую демонстрацию с красными флагами и лозунгами "Долой самодержавие!".
В послереволюционные годы протесты семинаристов продолжались. Они писали петиции с требованием снять сословные ограничения и улучшить условия жизни. Они действовали в рамках правового поля, часть руководителей церкви шли к ним навстречу.
Почему Сталин стал революционером?
Многие революционные мыслители были из числа бывших семинаристов: писатель-социалист Николай Чернышевский, публицист Николай Добролюбов, революционеры Анастас Микоян, Николай Подвойский и Иосиф Сталин. Сталин поступил в 1894 году в Тифлисскую духовную семинарию, там он познакомился с марксизмом и подпольным революционным движением.
В 1931 году немецкий биограф Эмиль Людвиг взял у Сталина интервью:
Людвиг: Что Вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?
Сталин: Нет. Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем не плохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма как действительно революционного учения.
Таким образом, семинарии провоцировали рост протестного и революционного движения с середины 19 века до момента Октябрьской революции. Это происходило по причине антигуманных условий жизни семинаристов и сословных противоречий. Вышло так, что именно Русская церковь породила того, кто нанес ей колоссальный урон в 20-е и 30-е годы.
Литература по теме: 1) Титлинов Б. В. "Молодежь и революция". 2) Попова О. Д., Попова А. Д. "Бунтующая семинария: протестное движение в духовных учебных заведениях". 3) Сталин И. В. "Сочинения. Том 13".
Подписывайтесь на мой ютуб-канал, там много интересного видеоконтента о религии.