Найти тему
Н.Е. Медиа

Новые двигатели позволят вернуть забытый советский крейсер-вертолетоносец

Оглавление

Вопреки расхожему обывательскому мнению, главную опасность для России представляют не натовские танки в Прибалтике и даже не ядерные ракеты средней дальности, которые США планируют разместить в Восточной Европе и, возможно, на Украине. Настоящую опасность представляют так называемые «убийцы городов», американские атомные подводные лодки, вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами.

Всего одна такая АПЛ может стереть с лица Земли несколько российских или китайских мегаполисов. Огромной проблемой для Минобороны РФ является скрытность субмарин, которые могут в любой момент времени находиться почти где угодно. Именно подлодки могут первыми нанести превентивный ядерный удар как по объектам российской «ядерной триады», чтобы обескровить ее, так и по крупным промышленным центрам нашей страны.

Вывод таков: ВМФ РФ должен иметь возможность оперативно находить и отслеживать в Мировой океане АПЛ потенциального противника и при получении соответствующего приказа – немедленно уничтожить.

-2

Увы, с этим у нас пока что все сложно. В строю осталось всего 8 единиц устаревших БПК (больших противолодочных кораблей) проекта 1155, которые спешно превращают во фрегаты, противолодочные вертолеты Ка-27П устарели, устарел авиапарк специализированных противолодочных самолетов.

Охотиться в дальней морской зоне (ДМЗ) просто некому из-за острого дефицита крупных надводных кораблей 1-го ранга и самолетов морской авиации. А надо!

Кроме того, в условиях реального вооруженного конфликта с США без мощной противовоздушной защиты отправленные на поиск российские корабли долго не протянут против палубной авиации и массированных ракетных ударов американских АУГ.

-3

Реальным решением было бы строительство серии минимум из 4 авианосцев, которые представляют собой одновременно и мощный морской рубеж противовоздушной обороны, благодаря палубной авиации, и являются прекрасным ядром поисково-ударной противолодочной группы за счет авиакрыла специализированных противолодочных вертолетов. К сожалению, строить авианосцы у нас пока негде. Вернее, есть где: на «Севмаше», но тогда придется делать это вместо серии «Ясеней», или на дальневосточной «Звезде», но вместо нефтяных танкеров.

-4

Промежуточным решением является строительство универсальных десантных кораблей проекта 23900. Каждый из них, помимо морской пехоты и бронетехники, может нести до 16 вертолетов, как противолодочных, так и ударных. Это подвижка в верном направлении, однако УДК будет построено всего 2 штуки. «Митрофан Москаленко» останется на Черном море в качестве флагмана КЧФ РФ. «Иван Рогов» уйдет на Тихий океан, где явственно назревают проблемы с Японией из-за Курильских островов.

Итого: даже два вертолетоносца не смогут принципиально переломить ситуацию в ВМФ РФ. Охотиться на натовские субмарины в дальней морской зоне почти нечем.

Проект 1123

-5

Впрочем, возможны варианты. Предшественником проекта 23900 можно считать старый советский проект противолодочного крейсера-вертолетоносца 1123. «Кондоры» разрабатывались как раз в ответ на появление АПЛ США с МБР на борту. ВМФ СССР стало жизненно необходимо иметь возможность найти их и обезвредить вдали от родного побережья.

-6

Стандартное водоизмещение советского крейсера составляло 12290 тонн, полное – 15280. Скорость поискового хода составляла 19,5 узла, экономичного – 18 узлов, полного хода – 29 узлов. Неплохо с учетом особенностей конструкции его корпуса, чем-то похожего на грушу. «Кондоры» были вооружены 14 противолодочными вертолетами, торпедами и бомбами, несли артиллерийское и зенитное вооружение. Было построено два крейсера проекта 1123 – «Москва» и «Ленинград».

-7

Несмотря на критику и придирки «экспертов», корабли сослужили хорошую службу и стали прародителями первых советских тяжелых авианесущих ракетных крейсеров (ТАВРК).

Проект 1123.1М?

-8

Зададимся вопросом, может ли этот проект, будучи подвергнутым глубокой модернизации, оказаться актуальным сегодня, когда России нужны авианосцы, но она не умеет их строить? Возможно, что да. Как же мог бы выглядеть обновленный «Кондор» в наши дни, если бы его построили с нуля, например, на заводе «Залив» в Керчи сразу после спуска на воду УДК проекта 23900?

За основу можно взять чертежи проекта 1123М, по которому хотели строить крейсер «Киев». Корабль должен был вырасти на 12 метров в длину и на 1 в ширину, а водоизмещение – до 15000 тонн. Соответственно, должны были увеличиться дальность плавания и автономность, комфорт для экипажа. Авиакрыло должно было составить уже 22 вертолета, для которых планировалось 6 взлетных площадок. Допускалось, что на крейсер смогут приземляться самолеты СВВП. Также планировалось улучшить зенитное вооружение.

Вот это уже должен был стать по-настоящему серьезный противолодочный вертолетоносец. Пригодился бы такой корабль, вернее, парочка, для ВМИФ РФ? Конечно. Но что, если его вооружить еще сильнее? Так, в носовой части можно было бы разместить универсальные пусковые ячейки для сотни «Калибров», «Ониксов» или «Цирконов». За счет этого крейсер стал бы не только противолодочным, но и многоцелевым ударным.

В качестве силовой установки вместо устаревших котлов можно было бы использовать схему COGAG из 4 газотурбинных двигателей М90ФР мощностью 27 500 л. с. каждый, то есть, свыше 110000 л.с. По схеме COGAG работают, например, японские вертолетоносцы класса «Хьюга» и снятые ныне с вооружения британские противолодочные авианосцы класса «Инвинсибл».

Хьюга
Хьюга

Напомним, что у проекта 1233 мощность составляла всего 90000 л.с. Отечественные разработчики обещают повысить производительность турбины М90ФР с 20 МВт до 25 МВт, то есть, обновленный «Кондор» смог бы выдавать скорость свыше 30 узлов, перестав быть тихоходом. Так, новые двигатели и вооружения делают подзабытые проекты кораблей вновь актуальными.

Возвращение советского проекта крейсера-вертолетоносца с современными двигателями и вооружением представляется сегодня вполне оправданным.

Состояние судостроительной промышленности вполне позволит построить такой корабль на заводе в Керчи сразу после УДК.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Будет интересно.