Ф. М. Достоевский в Москве купеческой
23 ноября в Государственной Публичной Исторической Библиотеке при поддержке Научно-Исследовательского Центра ГПИБ открылась выставка, посвященная пребыванию Федора Михайловича Достоевского в Москве. Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения писателя. Генеральным партнером выставки выступил Российский государственный архив литературы и искусства, представивший ранее не публиковавшиеся документы и редкие свидетельства этого периода жизни писателя.
Выставка представляет персоналии купеческой Москвы, оказавшей колоссальное влияние на формирование мировоззрения Достоевского. Купеческое окружение явилось источником художественных образов и замыслов его произведений, «поставщиком» прототипов главных и второстепенных персонажей, иллюстрацией к пониманию того, как формировалось отношение Федора Михайловича к этической стороне предпринимательства и в целом к зарождению российского буржуазного общества второй половины 19 в.
В основе экспозиции – материалы по истории московского купечества, ревизии Боровска – родины предков писателя по материнской линии Нечаевых, уникальные художественные альбомы из фондов ГПИБ России и другие редкие документы и свидетельства.
Прежде чем рассказать о торжественном вечере, необходимо пару слов сказать о семье Достоевского и о роли семьи купцов Куманиных в его жизни.
Вместе М. А. Достоевским в Московском военном госпитале в Лефортове служил Григорий Павлович Маслович, надворный советник и человек уже семейный. Маслович, зная Михаила Андреевича, познакомил его с родственниками своей жены Анастасии Андреевны Маслович, урожденной Тихомировой, которая была двоюродной сестрой Марии Федоровны Нечаевой, будущей жены М. А. Достоевского. Благодаря Масловичу состоялось знакомство тридцатилетнего лекаря Достоевского и двадцатилетней девицы Марии Нечаевой. Мария Федоровна Нечаева (1800—1837), дочь купца 3й гильдии Федора Тимофеевича Нечаева (1769—1832), происходившего из старых посадских города Боровска Калужской губернии, родилась в московской разночинной семье. Мужем А. Ф. Нечаевой, старшей сестры Марии (и, стало быть, «дяденькой» детей Достоевских) стал в 1814 году богатый купец Александр Алексеевич Куманин (1792—1863). Купцы 1й гильдии Куманины имели почетное звание первостатейных, что давало право носить шпагу, ездить по городу как парой, так и четверней и даже приезжать ко двору — лично, без семейства. Текстильная фабрика, которую назовут «российским Манчестером»; чайная торговля в Москве и заграничные негоции на китайской границе под фирмой «Алексея Куманина сыновья»; огромный дом на Большой Ордынке, где вплоть до 1828 года братья Куманины — Константин, Александр и Валентин Алексеевичи — проживали вместе со своими семьями; «личная доверенность» государя Николая Павловича; потомственное дворянство, испрошенное для братьев Куманиных А. Х. Бенкендорфом в 1830 году, — таковы ступени восхождения этого московского семейства.
Возвращаясь к описываемому событию, отметим, что знаменательной его частью стало открытие директором ГПИБ М.Д. Афанасьевым памятной таблички в честь пребывания Ф.М. Достоевского в этом доме, во второй половине 19 в. принадлежавшем купцам Куманиным. Конечно, у многих личность Федора Михайловича ассоциируется с Петербургом, многие представляют его именно как петербургского писателя, но, по словам М.Д. Афанасьева, «Без Москвы Достоевский не стал бы Достоевским, в том числе без той помощи, которую ему оказывала семья его тетки – семья Куманиных». Поэтому, с открытием этой памятной таблички, ткань исторического наследия Москвы получила, по словам того же Афанасьева «свой маленький стежок».
Конечно, открытие этой таблички это не только память о великом русском писателе, но и дань уважения купцам Куманиным, которые являлись почетными гражданами Москвы, купцами Первой гильдии, очень много сделавшими для города – из этой семьи вышло много градоначальников и известных государственных деятелей. Любопытно отметить, что, как считают некоторые литературоведы, прототипами некоторых персонажей романов Достоевского явились как раз представители семьи Куманиных.
Далее мероприятие продолжилось уже непосредственно в конференц-зале ГПИБ, где Михаил Дмитриевич Афанасьев предоставил слово почетным гостям мероприятия. Первым слово получил Павел Фокин, заведующий музеем-квартирой Достоевского в Москве.
Здесь стоит упомянуть отдельно об этом месте, тесно связанном с жизнью Достоевского. Музей-квартира расположена в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, построенной в 1806 году И. Жилярди и А. Михайловым по проекту Д. Кваренги в стиле позднего русского классицизма. Именно здесь занимала небольшую квартиру семья лекаря М. А. Достоевского, отца будущего писателя. Водворение его врачевателем в больницу на Божедомке, на городскую окраину, было поистине знаком судьбы — и для него самого, и для его тогда еще не родившегося сына Федора: со второй половины XV века здесь был устроен погост, где находили последний приют «безродные и безвестные». Служители здешнего Убогого дома — они звались «божедомами», а улицы, которые вели к зданию, Божедомками — отыскивали и собирали бесхозные тела мертвых и убитых, казненных и опальных, иноверцев и людей, знавшихся с нечистой силой. Если труп оставался неопознанным, его приносили в Убогий дом.
В 1771 году, после эпидемии чумы, Убогий дом был закрыт, на его месте возникло городское кладбище Лазарева воскресения, но Божедомка, образ жизненного «дна» и человеческой беды, стала еще и символом милосердия, заботы о падших и заблудших. Естественно, что именно Божедомке суждено будет стать «малой родиной» писателя, пространством его детских впечатлений и прогулок, а церкви во имя апостолов Петра и Павла — его первым приходским храмом. В квартире на Новой Божедомке, которая с 1954 года носит его имя, Федор Достоевский прожил с 1823 по 1837 год.
Павел Фокин подчеркнул важность такого события, как эта выставка, приуроченная к 200-летию писателя, и в своем слове так же отметил, что Москва играла большую роль в жизни Достоевского, процитировав сентенцию известного литературоведа Игоря Волгина, который заметил, что «Достоевский – самый неизвестный москвич, известный во всем мире». Действительно, о Достоевском-петербуржце знают практически все, но о Достоевском-москвиче, о его глубокой связи с Москвой знают немногие. И, как отметил далее в своем выступлении Павел Фокин, выставка, подготовленная Государственной Публичной Исторической Библиотекой, вносит огромный вклад в освещение этой прежде мало исследованной темы. Павел Фокин упомянул о музее-квартире Достоевского в Москве, которая к юбилейной дате значительно расширила свою экспозицию, представив большое количество редких архивных материалов, связанных с жизнью Достоевского, с его пребыванием в Москве и с основными вехами его биографии. Как в заключение отметил Павел Фокин, «Москва легла в основу личности Достоевского», поэтому важно освещать именно эту сторону его жизни и творчества.
Одним из почетных гостей, присутствовавших на вечере, был представитель потомственного купечества Александр Коншин. Предоставляя ему слово, М. Афанасьев отметил, что в рамках концепции выставки небезынтересно будет мнение именно представителя купечества, которое явилось галереей образов для многих произведений писателя.
Александр Коншин отметил, что «Достоевский соединил в себе черты и дворянской и купеческой культуры», т.к., по его словам, «основную культурную составляющую…, дало именно купечество». И, как далее отметил А. Коншин, «немаловажную роль в этом сыграло московское купечество». И, конечно, творчество Достоевского яркое тому подтверждение. Вторая половина 19 в. стала важным этапом в истории России. И, конечно же, все изменения, происходившие в ее культурной, политической жизни не могли обойти стороной, не могли не затронуть такую личность, как Ф.М. Достоевский.
Выступление представителя Дворянского собрания Олега Щербачева явилось своеобразным ответом предыдущему оратору, т.к., что уже было отмечено, «Достоевский соединил в себе черты как дворянской, так и купеческой культуры». По словам Щербачева, «Достоевский заложил ту основу личности, которая должна быть в каждом русском человеке. И, безотносительно к сословной принадлежности, Ф.М. Достоевский – это бесконечно русский писатель». Развивая эту мысль, он продолжил:«… его отличает от других писателей его эпохи стремление, пользуясь словами Пастернака… «дойти до самой сути». И Достоевский доходит до этой сути, вглядывается в нее, и в этом стремлении подходит уже к той грани, когда понимаешь – дальше нельзя; дальше – бездна. .Достоевский, как великий Мастер, показывает эту бездну, это «подполье русской души». И взгляд в эту бездну заставляет содрогнуться. Этим, во многом, и страшен гений Достоевского. Но в этом и его величие».
В числе гостей присутствовала также Татьяна Коробкина, представлявшая Московское Тургеневское общество. Со своей стороны она также отметила роль купечества в культурной жизни России второй половины 19 в., особо упомянув вклад купцов Морозовых в становление культурных традиций нашего Отечества.
Надо упомянуть и Эльмиру Афанасьеву, представителя Государственного Института им. А.С. Пушкина, которая представила филологический и литературоведческий взгляд на личность Достоевского. Завершила торжественный вечер Ирина Тишина, куратор открывшейся выставки. Она описала общую концепцию экспозиции, упомянув о знаковых экспонатах и редких свидетельствах, представленных на ней. Завершающим аккордом стал обзор самой выставки, проведенный Ириной Тишиной для участников и гостей вечера. Выставка «Федор Михайлович Достоевский в Москве купеческой. Истоки и образы» будет ждать гостей и исследователей до 31 декабря 2022 г.
Корнелия Орлова
При работе над статьей были использованы материалы книги Сараскиной Л.И. «Достоевский», серия «ЖЗЛ», М., 2011 и личные материалы автора.
Читайте больше материалов на нашем сайте