Найти в Дзене

Правовые последствия условно-досрочного освобождения (УДО)

Оглавление

Согласно части 6 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, контроль за поведением осужденного, который был освобожден по УДО, возложен на «специализированный орган», а если освобожденный является военнослужащим – на командование воинской части.

Фото из открытого источника (сервис «Яндекс.Картинки»)
Фото из открытого источника (сервис «Яндекс.Картинки»)

В законе не указано, какой именно «орган» должен осуществлять контроль, а статья 187 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, на которую часто ссылаются суды, касается осужденных условно, а не освободившихся условно-досрочно. Тем не менее, в сложившейся практике, за вышедшими по УДО действительно приглядывает уголовно-исполнительная инспекция ФСИН России (УИИ). Кроме того, к контролю могут привлекаться сотрудники соответствующих служб МВД – прежде всего, участковые.

Как осуществляется контроль за освободившимися по УДО

Освободившись по УДО, осужденный становится свободным человеком – никаких дополнительных ограничений на него, как правило, не накладывается. Сам смысл контроля, по-видимому, не так очевиден представителям «специализированного органа». Разумеется, полиция «держит на карандаше» тех, кто был осужден за тяжкие преступления против личности, однако с учетом высокого количества рецидивов, работа эта ведется достаточно бессистемно. Большинство же осужденных за преступления небольшой и средней тяжести и вовсе остаются без надзора.

Справедливости ради, стоит отметить, что инструментарий для контроля невелик. Методички для участковых содержат рекомендации посещать освободившихся по УДО по месту жительства, месту учебы и работы. На практике, в поле зрения властей условно-освобожденные, в основном, вследствие собственных действий – новых преступлений.

Ни о каких «индивидуальных беседах с осужденными, их родственниками, представителями организаций, где работают либо учатся осужденные» тоже, в основном, нет речи. Уголовно-исполнительные инспекции загружены работой с условно-осужденными и лицами, освободившимися по статье 80 – в связи с заменой неотбытой части наказания более мягкими видами. Участковые же заняты обычной работой по охране общественного порядка на вверенных территориях.

Формально, закон требует от освободившихся по УДО «отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями или командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные судом обязанности, являться по вызову в УИИ». При этом периодичность явки в инспекцию должна определяться при постановке осужденного на учет. Фактически же такой учет не ведется.

По закону, осужденный не должен уклоняться от контроля за его поведением, но так как фактически, в большинстве случаев и уклоняться не от чего. Если же уклонение установлено уголовно-исполнительной инспекцией, она проводит первоначальные мероприятия по установлению места нахождения гражданина, выясняет причины уклонения. Если причины не признаны уважительными, по решению суда УДО может быть отменено.

Основания для отмены УДО

Основания для отмены условно-досрочного освобождения зафиксированы в части 7 статьи 79 УК РФ. Список закрытый, то есть никакие другие причины к отмене УДО не приведут. Вот этот список:

  • Осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное наказание;
  • Осужденный злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении УДО;
  • Осужденный злостно уклонился от назначенных судом принудительных мер медицинского характера.

В этих случаях УИИ обращается в суд по месту жительства осужденного, который и рассматривает вопрос об отмене условно-досрочного освобождения. Суд имеет право отправить человека отбывать оставшийся неотбытым срок.

Если освободившийся условно-досрочно совершил преступление по неосторожности или умышленное преступление небольшой или средней тяжести, суд может отменить УДО, но может и не отменять.

Если же совершено тяжкое или особо-тяжкое преступление, наказание назначается по правилам статьи 70 УК РФ.

Какие нарушения считаются злостными после УДО

Частью 5 статьи 190 УИК РФ дано определение понятию «систематическое неисполнение обязанностей». Это «совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом».

Опять же, данная статья касается лиц, осужденных условно, а не освободившихся условно-досрочно. Но практика вновь объединяет эти понятия. При этом термина «злостное нарушение» в законодательстве нет – по общему правилу, УИИ считает, что злостный нарушитель – это тот, кто совершает «систематическое неисполнение обязанностей».

С точки зрения принятия судами справедливых решений об отмене УДО, данная недоработка не является критической, однако с морально-этической точки зрения, в обществе может формироваться одинаковое отношение к осужденным условно и освободившимся условно-досрочно. В итоге уже отбывшие наказание и утратившие критерий общественной опасности граждане воспринимаются обществом, как преступники. На данную особенность регулярно обращают внимание российские и международные правозащитники.

При вынесении решения об отмене УДО, суд должен выяснить обстоятельства, по которым гражданин не исполнял возложенные на него судом обязанности. Если для этого были какие-либо уважительные причины, отмены условно-досрочного освобождения не последует.

Административная ответственность за нарушения после УДО

Отмена УДО является крайней мерой воздействия на освободившегося условно-досрочно. Если нарушения не являются злостными, гражданин может быть наказан и в административном порядке – штрафом в размере от трёх до пяти МРОТ. Возможен и административный арест на срок до 15 суток (по статье 19.24 КоАП РФ).

В этих случаях Уголовно-исполнительная инспекция предупреждает о возможности отмены УДО. Реальная практика при этом крайне разнообразна. Иногда причиной отмены УДО является первое же нарушение, в иных случаях гражданина задерживают по несколько раз, снова и снова вынося лишь предупреждения о возможности отмены условно-досрочного освобождения.