Найти в Дзене
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #2.3/Чудеса Античности/3.Колонна Траяна

Оглавление

Чудеса Античности

3.Колонна Траяна

На форуме Траяна в Риме сто­ит большая массивная колонна. Когда-то она находилась на за­ днем дворике базилики Ульпия, и ее окружали высокие крытые галереи, с которых можно было рассмотреть каждую деталь ре­льефа, точно свиток папируса, разворачивающегося с самого низа до самого верха. Сегодня туристы этой возможности ли­шены. Им остается лишь взды­хать об античных временах...

«Слове о полку Игореве» есть непонятные для многих строки о «веках Траяна» и «тро­пе Траяна». Балканские славяне имя римского императора Мар­ка Ульпия Траяна превратили в нарицательное — так они стали называть ночного демона. А с реальным Траяном они столкнулись в Дакии, «земле Траяна», где император показал всю силу римско­го оружия. «Тропой Траяна», за Траяновы валы, шли римские леги­оны, уничтожая даков. Века Траяна для славян были сплошным го­рем, для римлян — эпохой славных побед.

Колонна выполнена из каррарского мрамора, добываемого в Апуанских Альпах. Он считается одним из ценнейших
Колонна выполнена из каррарского мрамора, добываемого в Апуанских Альпах. Он считается одним из ценнейших

Победитель Дакии

Траян стал императором благодаря указу своего предшественника императора Нервы. Тот повелел, чтобы каждый правитель еще при жизни назначал себе преемника, а чтобы никаких споров не возникало — официально его усыновлял. Незадолго до собственной смерти он усыновил Марка Ульпия Траяна, которому на тот момент было уже 44 года. Всю жизнь до этого Траян провел на военной службе он и императором стал, находясь в походе на германцев, где-то на Рейне. Человек он был не слишком образованный, но умный, храбрый и справедливый. Из-за этих качеств современники снисходительно смотрели на его любовь к винопитию и утехам с мальчиками.
За свою жизнь он провел множество успешных компаний, всякий раз добавляя к своему имени очередной титул - Германский, Дакий­ский, Парфянский. Особенно сложными и упорными оказались вой­ны Траяна с даками, племенем, живущим на дунайской границе. Для борьбы с вылазками даков ему даже пришлось основательно эту гра­ницу укрепить и возвести Траяновы валы. Первая компания, хоть и окончилась победой римлян, ознаменовалась неслыханным чис­лом погибших при Адамклисси, а раненых было столько, что Тра­ян велел разодрать на перевязочные средства собственную одеж­ду. Вторая компания принесла уже полную победу — в лето 106 года Дакия стала римской провинцией. Из покоренной Дакии привезли огромное количество золота и серебра. Теперь император имел пол­ное право называть себя Дакийским, а в 107 году, в честь победы над даками, организовал в Риме грандиозный триумф. Праздник длился треть года — 123 дня, в гладиаторских боях участвовало 19 тысяч бой­цов, а поздравить Траяна явились даже гости из Индии.
Но о размахе торжеств мы можем разве что прочитать у античных авторов. А вот материальный след этого триумфа — колонну Трая­на — вполне возможно увидеть собственными глазами.

Величественный форум

Колонна входила в общий мону­ментальный корпус — форум Траяна, который был заложен сразу же после победы над даками, в 106 году. Несмо­тря на масштаб работ, строительство было завершено в рекордно короткие сроки: форум был открыт в 112 году, колонна — годом позже.
Возведение комплекса Траян по­ручил проверенному во время бое­вых действий архитектору и инженеру Аполлодору Дамасскому. Именно он после страшной битвы при Адамклис­си строил для войска мраморный мост через Дунай.

Во времена правления Траяна территория Римской империи достигла максимальных размеров
Во времена правления Траяна территория Римской империи достигла максимальных размеров

По замыслу архитектора форум располагался на стыке Квиринала и Капитолийского холма и был построен как крытая галерея с ко­лоннадами, длиной 200 и шириной 120 метров. В северной части на­ходилась базилика Ульпия — огромное массивное здание из белого мрамора и такая же беломраморная площадь с конной статуей Тра­яна. По обе стороны базилики находились повернутые друг к дру­гу фасадами две библиотеки — латинская и греческая. Севернее шла еще одна колоннада и стоял храм, посвященный Траяну. На юге рас­полагались главный вход и триумфальная арка, украшенная колес­ницей с шестью лошадьми.
Величественную колонну Аполлодор поместил между базили­кой и библиотеками, во внутреннем дворике длиной 24 и шириной 16 метров. Но благодаря размерам ее все равно отлично было видно.

Рельеф на колонне детально повествует о двух войнах Траяна с данами, 101-102 и 105-106 годов
Рельеф на колонне детально повествует о двух войнах Траяна с данами, 101-102 и 105-106 годов

Шедевр Аполлодора

Да, размеры памятника внушительны. Вместе с пьедесталом ее высота — 38 метров. Диаметр колонны около четырех метров. Вы­сота постамента вместе с цоколем около шести метров. В верхней части колонны находится навершие высотой в четыре с половиной метра. На производство сооружения пошло 29 блоков каррарского мрамора, привезенного из карьера, расположенного в 400 киломе­трах севернее Рима, причем 21 округлый блок был использован для изготовления самой колонны и восемь квадратных - для постамента и цоколя. Вес конструкции достигает тысячи тонн.
Но главное не размеры, а оформление и конструктивные особен­ности монумента. Внутри колонны была сделана винтовая лестни­ца, позволявшая подниматься на самый верх. На нее можно попасть с одной из сторон основания, прямо под памятной надписью, где была небольшая дверца. Через каждые 14 шагов поднимавшийся по лестнице человек делал полный оборот вокруг своей оси, всего сту­пеней было 185, то есть 13 полных оборотов. Внутри колонны было сделано 43 небольших окна в виде прорезей, чтобы туда поступал дневной свет. Первоначально верх колонны украшал золотой орел - как символ непобедимости империи. После смерти Траяна в 117 году вместо него установили фигуру самого императора. А в Средние века сняли и Траяна — к 1587 году о нем уже никто не помнил. И на ко­лонне Траяна установили фигуру апостола Петра.
Лестница, конечно, весьма интересная часть устройства колон­ны. Мало того, что ее сооружение позволило значительно облегчить вес самого монумента, так еще и придало ему особый шарм. Но всех, кто видит колонну воочию, поражает замысловатый рельеф, покрывающий всю поверхность со­оружения. На колонне, как подсчитано искусствове­дами, расположено 155 от­ дельных сцен и 2662 фигу­ры. Можно сказать, перед глазами зрителей разверты­вается весь ход военных дей­ствий во время кампаний в Дакии. Одни сценки по­казывают батальные сцены, другие - строительство кре­постных сооружений, отдых легионеров, мертвых и ра­неных даков и так далее. Са­мая первая сцена, в нижней части колонны, приурочена к форсированию Дуная вес­ной 101 года. Самая послед­няя, наверху, показывает депортацию даков в Рим. Когда-то эти ре­льефы были яркими и цветными, сегодня, конечно, краски исчезли. Несколько художников попробовали раскрасить слепки с рельефов колонны, чтобы вернуть им античную красоту, но — увы! — рельефы стали выглядеть для нашего глаза непривычно - как картинки из ко­миксов. И от затеи, кажется, отказались. А ведь когда-то и сама ко­лонна, и сооружения на форуме Траяна были расписными.

Рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов
Рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов

При жизни и после смерти

В Риме колонна Траяна, возведенная как триумфальный памят­ник, неожиданно стала местом упокоения самого императора, а по­том и его жены. До 117 года никогда и ни при каких обстоятельствах в самом Риме никого не хоронили. Для этого существовали кладби­ща и склепы за городской чертой. Траян был первым римлянином, ради которого это правило нарушили. Основание колонны стало усыпальницей, куда были помещены два золотых ковчега с прахом. Для последующих императоров колонна Траяна стала образцом для подражания. Колонну в память Антонина Пия и Фаустины Старшей возвели на Марсовом поле, памятную колонну со спиралевидным орнаментом в честь побед над маркоманами и сарматами основал Марк Аврелий, несколько аналогичных колонн установил в Кон­стантинополе император Феодосий I.
Но новые хозяева Рима относились к творению Аполлодора с редкостным прагматизмом. Первыми посягнули на ее целостность вестготы, которые в 410 году извлекли из нее золотые урны. Вторым мародером был константинопольский император Констант II, кото­рый в 663 году содрал с верхней части колонны всю бронзу. В XI веке впритык к основанию колонны попробовали пристроить церковь. В XII веке ради церковного строительства ее вообще хотели снести, но римлян это возмутило до глубины души, а в 1162 году их правоту признал и Ватикан. В одном церковном документе сказано, что ко­лонна Траяна никогда не должна быть уничтожена или повреждена, знаменуя навеки честь и славу римского народа. Нарушившим це­лостность колонны была обещана смертная казнь с конфискацией имущества.
Вероятно, именно этот пункт церковного постановления навсег­да отбил охоту поживиться за счет античного сооружения. В эпоху Возрождения площадь вокруг нее была расчищена от мусора, а с ре­льефов сделаны прориси и отливки. Копии рельефов, все или ча­стично, хранятся во многих музеях мира.

В 1588 году наверху установили статую апостола Петра работы Леонардо Сормани и Томазо делла Порта
В 1588 году наверху установили статую апостола Петра работы Леонардо Сормани и Томазо делла Порта

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)