Президент России Владимир Путин и его американский коллега Джо Байден, как ожидается, обсудят растущую напряженность в Украине в ходе видеозвонка во вторник. Запад обеспокоен размещением российских войск вдоль украинской границы и опасается, что напряженность может перерасти в крупную войну.
Видеозвонки стали новой нормой после начала пандемии коронавируса. Однако для лидеров России и США они остаются редкостью. В течение нескольких недель высшие российские чиновники привлекали внимание СМИ к запланированному обмену и рассказывали об этом событии в различных докладах и заявлениях.
И действительно, ожидания высоки - хотя личная встреча Путина и Байдена запланирована не ранее начала 2022 года.
Путин использует передвижение войск?
Переговоры между двумя лидерами были запланированы уже давно. Изначально оба президента договорились в Женеве пересмотреть достигнутые соглашения по вопросам стратегической стабильности и кибербезопасности. Но они, скорее всего, будут затмлены в ходе вторничного разговора вооруженным конфликтом в Украине.
Бывший американский дипломат Роуз Готтемюллер, ведущий эксперт по вопросам разоружения и России, сказала DW: "Это очень тревожная ситуация и очень опасная, потому что независимо от намерений Путина возможность несчастного случая или инцидента, ведущего к горячему кризису, очень реальна".
Готтемюллер, которая занимала пост заместителя генерального секретаря НАТО, а сейчас читает лекции в Стэндфордском университете, тем не менее, говорит: "Байден, во многих отношениях, имеет здесь преимущество. Путин очень хочет этой встречи с Байденом".
Андрей Кортунов, возглавляющий московский аналитический центр "Российский совет по международным делам" (РСМД), говорит DW: "Напряженность, связанная с Украиной, повышает авторитет России в отношении внешней политики США, которые в настоящее время больше заняты Китаем".
Он говорит, что, несмотря на рост "готовности к диалогу", все еще "нет гарантии, что переговоры между Путиным и Байденом дадут благоприятный результат".
Путин хочет остановить расширение НАТО
Чего же хочет Путин? Россия придерживается "стратегии сдерживания в отношении Запада и Украины", - говорит Кортунов. Концентрация войск вдоль границы Украины призвана сдержать Киев от применения военной силы для возвращения регионов, контролируемых сепаратистами, добавляет он. Ранее Киев отрицал подобные намерения.
По словам Кортунова, Путин рассматривает военную поддержку Украины со стороны Запада - поставки оружия и совместные учения - как пересечение "красной черты". "Но не совсем понятно, где именно находится эта черта", - добавляет он.
Удивительно, но в ноябре Путин поднял новую тему, которую он хочет обсудить с Байденом: переговоры с Западом о "долгосрочных гарантиях безопасности".
Несколько дней назад он уточнил, что именно это означает. Путин хочет видеть "юридические гарантии" против дальнейшего расширения НАТО на восток. Это послание было явно направлено на Украину и Грузию, которые стремятся вступить в западный военный альянс, и которым в 2008 году было обещано, что когда-нибудь они присоединятся - хотя и без конкретного графика.
"Членство в НАТО для Украины, безусловно, является красной чертой для нынешнего руководства России, - говорит Кортунов.
Президент Байден, однако, дал понять, что не принимает ничьих ультиматумов".
Роуз Готтемюллер говорит DW: "Для США и для альянса НАТО Украина является независимой и суверенной страной", добавляя, что именно этот суверенитет США и НАТО собираются поддерживать.
Она считает, что Путин "переигрывает историю" и пытается отменить распад Советского Союза.
"Я действительно считаю, что он пытается перемотать пленку - и я надеюсь, что это не приведет к насилию".
Прогресс после Женевы
Казалось, что российско-американские отношения оттаивают, пока Украина не стала доминировать во внешнеполитической повестке дня России. В начале ноября посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов приветствовал ряд "позитивных" событий, таких как соглашение о продлении нового договора СНВ (о сокращении стратегических вооружений) и саммит в Женеве.
Что касается проверок ядерного оружия - в широком смысле слова стратегической стабильности - то здесь достигнут лишь институциональный прогресс, говорит Готтемюллер. Одна (рабочая группа) специально посвящена закладке фундамента для новых переговоров по замене нового Договора СНВ, так что это важный шаг".
В другой рабочей группе, говорит Готтемюллер, "русские договорились с американцами, что будут обсуждаться новые технологии и их возможное дестабилизирующее воздействие на баланс стратегической стабильности". Имеется в виду современное оружие, такое как гиперзвуковые ракеты, некоторые из которых уже используются Россией.
Готтемюллер подчеркивает, что Байден уделяет приоритетное внимание кибербезопасности. "Это один из ключевых вопросов, который он хотел проверить через шесть месяцев, после саммита в Женеве".
Однако в этой области был достигнут незначительный прогресс. Тем не менее, были созданы рабочая группа и инициатива ООН.
Кортунов, тем временем, говорит, что Россия не признает свою причастность к предыдущим кибератакам и не берет на себя ответственность за будущие атаки.