Найти тему
1001.ru

НОННА МОРДЮКОВА И ЕЕ ТОРБА. Большое интервью.

Оглавление

Поверите ль: до того, как сыграть главную роль в новом фильме Дениса Евстигнеева "Мама" Нонна Викторовна не снималась целую вечность. Пауза после "Родни" Никиты Михалкова длилась восемнадцать лет!

Как думаете, Нонна Викторовна, когда Сергей Герасимов звал вас на роль Ульяны Громовой, он учитывал, что вы родом из тех краев, где разворачивались события романа Александра Фадеева?

– Глупости, ничего такого не было. Режиссеру внешность моя понравилась. Тогда молодогвардейцев знал весь Советский Союз, их фотографии везде печатали, поэтому особенно смотрели на внешние данные актеров. Я была похожа на Ульяну Громову, вот меня и взяли.

Хорошо вы стартовали. Сталинскую премию сразу получили.

– В 49-м году, еще студенткой. Но я все равно не стала бы говорить про удачный старт. Да из-за этой "Молодой гвардии" я потом несколько лет нигде не снималась! Мы настолько натурально сыграли молодогвардейцев, что нам еще долго объясняли этим причины отказов: "Будут по экрану ходить Ульяна Громова или Олег Кошевой, а у нас фильм о другом". Не брали нас. Очень трудно было. Голодали. Впрочем, тогда весь Советский Союз голодал. Но, конечно, не правительство. Ловкие люди уже строили дачки из красного кирпича и все такое прочее, хотя осторожничали, не демонстрировали напоказ полные погреба еды, где на крюках висели окорока, колбасы. Но и тогда начальникам скучно было в одиночестве сидеть среди этого богатства, как на мясокомбинате, и они приглашали киноартистов. Мы соглашались. А как иначе? Поживешь в общаге на Лосиноостровской, где стены покрыты инеем, и куда угодно поедешь. Подкатывал шикарный ЗИС-110, красным бархатом внутри обитый, мы садились в машину и ехали. Знали: целый день будет отличная кормежка, удастся суп с форелью отведать, всякие пирожные...

Злость брала?

– Нет, мы же ничего не понимали, думали, что так и надо. Нам – одно, им – другое. Это Солнце, а это Луна. Кто-то шпалы кладет, а кто-то на скрипочке пиликает. У нас на операторском факультете парень учился, Гошка Земцов, он, помню, на переменке на пианино играл. Я думала, что есть люди, которые рождаются с этим умением. То есть у них судьба такая: на скрипке играть и пирожные есть. А нам деликатесы полагаются, если в гости пригласят. Нет, мы не понимали, у нас была пропущена какая-то клетка соединительная.
Как-то раз я возвращалась в общежитие. И вдруг случайные попутчики, муж с женой, ехавшие из леса с грибами, предлагают: "Вылазь! Мы тут рядом живем. Пойдем к нам, покушаем". Сейчас так не говорят, а когда царила голодовка всемирная, приглашение покушать заменяло приветствие, служило знаком расположения. А вид у меня был – не ошибешься, сразу угадаешь, кто я и что. Худая, молодая... "Сейчас покушаем. Грибочки пожарим с картошечкой". Мы хорошенько поели, и пошли гулять в Шереметевский дворец в Кусково. Медленно шли по музею, рассматривали все вокруг. Я тогда впервые увидела богатство. Для меня это было, как хвост от Солнца. Представить, что я могла бы жить в таком дворце? Исключено! Это не для меня, для других, особенных людей. Поэтому и зависти не было. Я даже о другом думала: здесь же неудобно, холодно, наверное, да и картинное все какое-то.
Это теперь я все понимаю, знаю, как живут в таких дворцах. А главное – кто...

* * *

Читайте статью полностью в нашем Интернет издании.

Автор интервью: Андрей Ванденко.