Завтра Нео предложит нам всем покинуть Матрицу. Снова...
Скажу честно, не знаю как это будет выглядеть спустя 20 лет. Для своего времени первая «Матрица» была прорывом. Причем даже не по уровню спецэффектов – это была красивая обертка лишь бы завлечь зрителей. Этот фильм стал для всех откровением. Помню как на протяжении нескольких лет не умолкали споры, что же нам все таки показали в фильме: возможный вариант футуристического будущего, текущее состояние, когда каждый уже подключен к Матрице и питает ее, или это все была аллегория, показывающая совсем иные процессы происходящие в обществе. Давались разные оценки вплоть до диаметрально противоположных, но то, что «Матрица» ни кого не оставила равнодушным – это факт не оспаримый.
Потому сегодня я хочу вспомнить несколько книг, выходивших в нашей стране, в которых предлагались разные "расшифровки" показанных в фильме событий. Причем, что характерно, на языке оригинала они все вышли в 2003 г., то есть в год выхода «Перезагрузки» и «Революции». А вот для того, что бы выйти на русском им потребовалось год или два. Может быть, потому многие из них прошли не замеченными. А зря! Каждое из этих произведений интересно!
«Воин Матрицы». Джейк Хорсли
Автор даже не подвергает сомнению, что все что показано в фильме – это наша текущая реальность. Он ставит вопрос по другому: как отключиться от Матрицы? Другими словами, это краткое руководство как стать новым Нео. Автор выстраивает довольно очевидную схему: Мир – это тюрьма, сотканная из наших мыслей, грез, страхов и желаний. Человечество – это пища для этого мира. То есть, собственно, мы сами каждый день делаем все, что бы окружающая нас реальность всё больше эксплуатировала нас. Потому каждый человек – это раб, распоряжающейся своей жизнью и судьбой не больше, чем скот на скотобойне.
Автор так же выдвигает концепцию трилогии «Матрица» как нового воплощения мифа. То есть отражения текущей реальности в форме образов. Выстраивая своеобразный мировоззренческий треугольник из Нео, Тринити и Смита, автор стремиться указать нам почти даоский путь как вырваться из этой картины мира, т.е. отключиться от Матрицы. В его понимании реальный путь спасения – это Великое отлючение.
Детальнейшим образом анализируя все образы и скрытые смыслы фильма, нам показывают как к этому великому отключению прийти. И потому главный лозунг автора «Воины матрицы, объединяйтесь! Вам нечего терять, кроме своего ума. Тем более, что этот ум не ваш…»
«Прими красную таблетку». Под редакцией Гленна Йефетта.
Это сборник статей, авторы которых представляют самые разные отрасли знаний и потому трактуют фильм по-разному. Объединяет их общая фабула: «Матрица» стала крайней точкой философии постмодерна (или квинтесенцией Эры Водолей, кому что ближе). И отсюда уже каждый говорит о том, что же такое Матрица: религиозная притча? социальное предостережение? кривозеркальное отражение мира? И кто все-таки оказался движущей силой Матрицы: Нео? Архитектор? Или Сайфер? Авторы пытаются осмыслить мир Матрицы как структурного мифа и дать ответы на эти вопросы. При этом ответ на ключевой из них, как поступишь именно ты, когда тебе предложат красную пилюлю, они все-таки оставляют за каждым из читателей.
«Философ на краю Вселенной». Марк Роулендс
При написании этой книги автор отталкивается от тезиса о том, что самые популярные голливудские НФ-фильмы начиная от «Звездных войн» и заканчивая как раз таки «Матрицей» - это часть единого философского контекста. Более того он выделяет какие идеи философов прошлого стали основой того или иного блокбастера.
Основой «Матрицы» автор считает эпистемологию и конкретно философские идеи Рене Декарта. Главным апологетом этого учения в фильме является Морфеус, который показан одновременно взглядом из вне и изнутри, тем самым именно в нем заключается конфликт между этими взглядами. Но не все так просто, поскольку в основе то этого направления лежит скептицизм. А как раз Морфеус заставляет Нео, а через него и всех зрителей, усомниться в реальности происходящего. И применение всех декартовских доказательств увидеть в фильме можно. Вспомним, хотя бы культовый вопрос о существовании ложки.
Но проблема вся в том, что автор выводя свой философский концепт опирается исключительно на первый фильм. А как мы помним, появление архитектора напрочь разрушает всю декартовскую философию. Что ставит под серьезные сомнения выводы, сделанные автором.
«Матрица» как философия». Под редакцией Уильяма Ирвина
Еще один сборник эссе, на сей раз вмещающих в себя социологию, метафизику, неоматерилизм, экзистенциальность и еще много чего. Каждый из более чем 20 авторов оторвался по полной. Но при этом выкладки каждого из них выглядят вполне убедительно. Действительно после этой книги хочется перечитать многих философов от Платона до Бодрийяра. И выходит, что каким бы не определили ключевой вопрос «Матрицы», то на него всегда можно дать массу самых разнообразных ответов. Будут ли они правильными? А вот в этом то и заключено главное положительное качество этого сборника: авторы не дают четкого ответа. Они лишь указывают на то, на что в фильме надо обратить особое внимание и предлагают призму через которую на нее можно посмотреть. И именно от того какая призма будет выбрана и будет зависеть конечный ответ и, как следствие, тот философский смысл который зритель вынесет из «Матрицы».
«Послесловие к Матрице». Андрей Коротков
Пожалуй, это книга отличается от всех вышеназванных тем, что автор не пытается объяснять скрытые и явные смыслы трилогии. Он использует образы фильма для того, что бы наглядно показать как философия виртуальной реальности входит в нашу жизнь. Написанная 15 лет назад книга, вполне отчетливо описывает перспективы искусственного интеллекта, который мы сегодня можем наблюдать практически ежедневно. Отсюда можно предположить, что и позиция автора по искусственной жизни так же рано или поздно найдут свое практическое воплощение. По мнению автора как раз трилогия «Матрица» показала все перспективы развития этого направления. Будут ли новые технологии служит людям? Или в итоге мы как раз и получим то, о чем фильм – машины полностью поработят людей и сделав их лишь своим источником питания?
Автор, как может, старается описать счастливый исход и показать радужные перспективы. Но это не всегда ему удается. За текстом порой довольно отчетливо видно опасение, что будущее с использованием ИИ точно не будет уж совсем безоблачным. Всегда ли кибернетические организмы это благо? Особенно в условиях глобальной экономики. Эти вопросы не такие уж и простые какими кажутся. И как раз «Матрица» - это предостережение о том, что к вопросу внедрения новых технологий нужно относиться весьма ответственно.
Вроде бы все книги о разном, но прочитав их, а тем более комплексно, лишний раз убеждаешься в справедливости слов Мартина Хайдеггера о том, что все мыслители говорят об одном и том же. С другой стороны, довольно сложно вспомнить еще хотя бы один фильм, который бы породил столько трактовок и толкований. Как раз в этом то и была заслуга первой «Матрицы»: в ней были взяты философские идеи прошлого, которые были переработаны через призму существовавшего на тот момент восприятия реальности и направлены в будущее, что бы показать каким мир может стать. «Матрица» стала постмодернистской притчей формирующей мировосприятие, но сегодня она это уже часть культурного кода целого поколения, постоянно заставляющего отвечать на фундаментальные вопросы: «Существует ли ложка?» и «Принимать ли красную таблетку?»