Найти в Дзене
Clever Games

Почему «Мортал Комбат» (2021) не удался? Часть 1

Оглавление
«Экранизируй это!» — рубрика, где мы разбираем адаптации видеоигр, анализируя историю их создания и препарируя, с одной стороны, как самостоятельное кино, с другой — как перенос на экран игрового мира.

Ничто не предвещало беды, кроме всего остального

История разворачивается в Mortal Kombat, по большому счету, ради формальности. Так уж устроена механика: сюжет нужен файтингу прежде всего, чтобы оправдать очередную баталию, а персонажам, за которых в Story mode сражается пользователь, должно быть отведено примерно равное игровое время. В итоге повествование скачет, как циркач, между колоссальным количеством героев, зачастую высасывая из пальца причину для конфликта. Поэтому файтинг — самый проблематичный жанр для экранизации, некинематографичный по своей природе. Поделать нечего: подавляющее большинство адаптаций влиятельных тайтлов были обречены на провал.

«Смертельная битва» Пола У. С. Андерсона (в основном известного как постановщик фильмов, основанных на другой серии игр — Resident Evil) — определенно лучшая экранизация файтинга и одна из лучших экранизаций игр в принципе. Пускай кино 1995-го года безнадежно устарело в плане костюмов и спецэффектов, а также ограничено зловредным для фактуры игры рейтингом PG-13 (никаких вам Fatality и прославившей Mortal Kombat жестокости), ему есть чем похвастаться. В наличии бесперебойный ритм, пульсирующий техно-саундтрек, который навсегда остается в памяти, и тактичное обращение с первоисточником. Ну а больше всего фильм красила ирония, будь то явные «разрядки смехом» или скрытые подначки — «Смертельная битва» была до мозга костей кэмповой, иными словами, кустарной, гиперболзированной и абсолютно не пытающейся хмуриться. Критики приняли кино сдержанно, но зрителям оно пришлось более чем по вкусу, что позволило отбить скромные затраты на производство в несколько раз.

Фееричное начало и фатальный конец

Продолжение не заставило себя долго ждать. Увы, всё, что сделало оригинал культовым, в сиквеле было спущено в утиль. Знакомых персонажей играли новые актёры, угрожающие реплики звучали гомерически смешно. Балетная хореография драк на пару с ужасным монтажом превращала экшн-сцены в уныние и стыд, а спецэффекты при выросшем бюджете стали только хуже. «Смертельная битва 2: Истребление» (1997) считается одним из худших фильмов в истории кино. Никаким кэмпом прорастающие, как грибы после дождя, проблемы этого позорного боевика не обоснуешь — он банально плохо написан, сыгран и снят.

Перерождение. Во всех смыслах

Путь «Mortal Kombat» в кинематографе оборвался почти на двадцать лет. В 2010-ом суеты навел выложенный в YouTube короткий метр «Смертельная битва: Перерождение», который так-то не должен был оказаться в свободном доступе. Энтузиаст Кевин Танчароэн снял его на личные деньги и безуспешно использовал для питчинга боссам Warner Brothers видения, как именно стоит воплотить в кино игровую вселенную. Видение оказалось слишком экстравагантным: переосмыслить ее в ключе грязного реализма, избегая сверхъестественных элементов.

Таким образом, «Перерождение» показывает узнаваемых потусторонних персонажей как маргиналов с жуткими перверсиями. Например, ящероподобный ниндзя Рептилия стал серийным убийцей и каннибалом с редким генетическим отклонением, из-за которого его кожа покрылась чешуйками. Студия такое, понятное дело, не одобрила, но все же впечатлилась постановочным чутьем американца. Когда Танчароэн по ошибке слил видео в сеть, Warner Brothers не стали обращаться к нему с судебным иском. Вместо этого студия любезно предложила молодому человеку работу в виде режиссуры веб-сериала «Смертельная битва: Наследие» (2011), куда менее идейно радикального. И в результате вроде как более менее сносного.

Во что вылилась мечта о франшизе

А вот с кино не складывалось. Мечта о франшизе оставалась мечтой вплоть до 2015 года, когда на проект в качестве продюсера пришёл один из ведущих хоррор-мейкеров современности — Джеймс Ван. Изобретательный дядя, умеющий в долгоиграющие серии: он поставил первые части «Пилы», «Астрала» и «Заклятия» и следил за разработкой последующих.

Впрочем, большие опасения вызвало назначение на пост режиссера неизвестного Саймона Маккуойда. Как может ставить экранизацию файтинга человек, не имеющий опыта взаимодействия с экшном — та еще загадка. И всё-таки, когда было объявлено, что адаптация получит рейтинг R (что в кои-то веки гарантирует кровь, кишки и прочие прелести серии), радости фанатов заметно прибавилось. Рядовой же зритель «Мортал Комбат» не то чтобы сильно ждал, в лучшем случае рассчитывая на фильм-«проходняк».

В следующей статье посмотрим, что из этого получилось.