Найти в Дзене
Bellalavanda

"Мы здесь не ради спектакля": зачем аристократы ходили в театр

Пока актеры на сцене исполняли свои роли, в театральных ложах разыгрывалось действо иного рода. Ведь публика собралась здесь не ради представления. Платья по последним картинкам из журналов и самые роскошные и дорогие украшения можно было увидеть только на модных премьерах. В театре бывал весь свет - короли, аристократы, богачи и даже дамы полусвета. «Моветон, если в одной ложе находится больше двух женщин, поскольку это мешает восхищаться их изяществом и туалетом...» - еще бы, ведь пышные юбки дам XIX столетия нужно красиво разложить, больше двух дам не будут чувствовать себя комфортно, а еще их обязательно сопровождают кавалеры. «В ложи без сомнения надлежит надевать бальные платья или даже придворные костюмы... Выше во втором ярусе одежда попроще... Внизу, в оркестровой яме, одни мужчины. Между раем лож и адом ямы располагается амфитеатр, полный неряшливых провинциалов и невежественных иностранцев» (Жюли де Маргерит 1855г.) В театр ходили не ради спектакля, а чтобы показать себя,

Пока актеры на сцене исполняли свои роли, в театральных ложах разыгрывалось действо иного рода. Ведь публика собралась здесь не ради представления.

Платья по последним картинкам из журналов и самые роскошные и дорогие украшения можно было увидеть только на модных премьерах. В театре бывал весь свет - короли, аристократы, богачи и даже дамы полусвета.

"В театральной ложе", худ. Игнасио Диас де Олано
"В театральной ложе", худ. Игнасио Диас де Олано

«Моветон, если в одной ложе находится больше двух женщин, поскольку это мешает восхищаться их изяществом и туалетом...» - еще бы, ведь пышные юбки дам XIX столетия нужно красиво разложить, больше двух дам не будут чувствовать себя комфортно, а еще их обязательно сопровождают кавалеры.

«В ложи без сомнения надлежит надевать бальные платья или даже придворные костюмы... Выше во втором ярусе одежда попроще... Внизу, в оркестровой яме, одни мужчины. Между раем лож и адом ямы располагается амфитеатр, полный неряшливых провинциалов и невежественных иностранцев» (Жюли де Маргерит 1855г.)

"Ложа" Ренуар, 1874 г. Какой этот господин нахал, пришел с одной дамой, а рассматривает в бинокль другую
"Ложа" Ренуар, 1874 г. Какой этот господин нахал, пришел с одной дамой, а рассматривает в бинокль другую

В театр ходили не ради спектакля, а чтобы показать себя, завязать знакомства и продемонстрировать, что у тебя есть средства и влияние. Иметь собственную ложу было непременным атрибутом богатой жизни. Это означало, что в театре у вас есть собственное место и вы можете пригласить гостей. К ложе обычно примыкала небольшая комната, где можно было уединиться в антракте.

"В Опере"худ. Уильям Холиок, 1880 г.
"В Опере"худ. Уильям Холиок, 1880 г.

Конечно же это касалось самых знаменитых театров, а в заведения попроще, где играли, пели и танцевали не самые известные актеры, а постановки не были столь модными, и публика собиралась самая разнообразная. Такие театры называли в Париже «бульварными» и «простонародными». Но для простого городского работяги поход в театр все равно был праздником, так что и они надевали свои лучшие брюки и рубашку, а женщины выбирали платье по-наряднее.

"В театре", худ. Джеймс Хейллар
"В театре", худ. Джеймс Хейллар

Юные девушки редко посещали театральные представления, а если и выезжали в театр, то в сопровождении старшей и замужней дамы – матери, сестры или другой родственницы. Считалось, что какая-нибудь фривольная шутка или сцена могут задеть невинные чувства нежной барышни.

В зависимости от семейного положения, женщины наряжались в театр по разному. Замужние дамы могли позволить себе более глубокое декольте, дорогие драгоценности и аксессуары. Юная девушка же должна была выглядеть скромно. Впрочем, ни одна уважающая себя дама не позволила бы себе появиться в слишком уж открытом платье, ведь ее могли бы принять за даму полусвета, для которых театральные фойе были излюбленным местом обитания.

кадр из фильма "Анна Каренина"
кадр из фильма "Анна Каренина"

В романе «Анна Каренина» Льва Толстого есть сцена, где Вронский злится на Анну за выбор платья с глубоким декольте и слишком легкомысленную спутницу для посещения театра:

«В этом наряде, с известной всем княжной появиться в театре — значило не только признать свое положение погибшей женщины, но и бросить вызов свету, то есть навсегда отречься от него».
"Опоздавшие", худ. Альбер Гийом
"Опоздавшие", худ. Альбер Гийом

Какая публика будет в театре зависело и от дня недели. «Выбирая вечер для посещения театра помните, что воскресенье и понедельник предназначены для простых людей и вы не увидите там элегантных туалетов» - писал «Дамский путеводитель по Парижу» 1909 года.

Так что в театре важно было не только действо происходящее на сцене, но и спектакль, который разыгрывал каждый из зрителей.

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!