Найти в Дзене
Мой мини-гараж

Венгерский думпер

Производство строительного думпера (dumper, англ. – самосвал) DR-50 грузоподъёмностью 6 т, разработанного на заводе Raba, началось на заводе Vörös Csillag («Красная звезда») в г. Будапешт (Венгрия) в 1956 г. под маркой Dutra (dumper + tractor). Машина оснащалась 4-цилиндровым дизелем Csepel-D413 рабочим объёмом 5322 см³ мощностью 60 л.с. при 1500 об/мин, 3-ступенчатой МКП с демультипликатором, задним мостом с реверс-редуктором, блокировкой дифференциала, независимой подвеской передних управляемых колёс с качающимися полуосями на двух поперечных рессорах, барабанными тормозами с гидроприводом на всех колёсах и рулевым механизмом без усилителя. Картеры двигателя, коробки передач и заднего моста образовывали несущую конструкцию думпера и были жёстко соединены со сварной штампованной рамой. Кабина отсутствовала. Рабочее место водителя представляло собой кресло, вращающееся вокруг колонки с двумя вертикальными рулевыми колёсами. Педали управления также были дублированы. Это позволяло свобо
Dutra-DR50D (1961-66).
Dutra-DR50D (1961-66).

Производство строительного думпера (dumper, англ. – самосвал) DR-50 грузоподъёмностью 6 т, разработанного на заводе Raba, началось на заводе Vörös Csillag («Красная звезда») в г. Будапешт (Венгрия) в 1956 г. под маркой Dutra (dumper + tractor). Машина оснащалась 4-цилиндровым дизелем Csepel-D413 рабочим объёмом 5322 см³ мощностью 60 л.с. при 1500 об/мин, 3-ступенчатой МКП с демультипликатором, задним мостом с реверс-редуктором, блокировкой дифференциала, независимой подвеской передних управляемых колёс с качающимися полуосями на двух поперечных рессорах, барабанными тормозами с гидроприводом на всех колёсах и рулевым механизмом без усилителя. Картеры двигателя, коробки передач и заднего моста образовывали несущую конструкцию думпера и были жёстко соединены со сварной штампованной рамой.

Шасси Dutra-DR50
Шасси Dutra-DR50

Кабина отсутствовала. Рабочее место водителя представляло собой кресло, вращающееся вокруг колонки с двумя вертикальными рулевыми колёсами. Педали управления также были дублированы. Это позволяло свободно маневрировать на тесных стройплощадках без разворота – достаточно было повернуть сиденье водителя назад. Разгрузка сварного ковшеобразного кузова объёмом 3,5 м³ происходила под тяжестью груза. Шарниры кузова были устроены так, что пустой кузов под действием собственной тяжести оставался в транспортном положении, но как только он становился полностью загруженным, задняя часть кузова начинала перевешивать. При этом от опрокидывания кузов удерживал специальный замок, который водитель при разгрузке открывал специальным рычагом, кузов опрокидывался и груз ссыпался. Опорожнившийся кузов возвращался в исходное положение, фиксируясь замком. Задние колёса были существенно больше передних, это придавало машине довольно нелепый вид. Постепенно конструкция DR-50 совершенствовалась. Сначала модернизированный DR-50C был оснащён гидравлическим механизмом подъёма увеличенного кузова объёмом 4 м³. В 1961 г. автомобиль получил закрытую кабину водителя и обозначение DR-50D, но от сдвоенного рулевого колеса пришлось отказаться. Кабина была одноместной, неотапливаемой, тесной и неудобной, однако в те годы на это никто не сетовал, ведь настоящий строитель коммунизма должен был уметь терпеть все неудобства.

-3

Думпер великолепно справлялся с возложенной на него задачей — вывозил вырытый грунт из котлованов, легко маневрируя на весьма ограниченных стройплощадках и уверенно преодолевая глиняное месиво. Этому способствовала короткая колёсная база, большие углы поворота управляемых колёс, коробка передач с большими передаточными числами и возможность реверсивного движения. Благодаря простой и надёжной конструкции поломки были редки, а дизельный двигатель был прост и экономичен. На базе DR-50D разработали думпер-самопогрузчик DR-50SD и универсальный погрузчик DR-50FD, известный также как В-1. Семейство DR-50 пользовалось большим спросом в странах соцлагеря, в СССР было поставлено около 6.000 шт. DR-50. В 1966 г. на базе думпера создали 10-тонный полноприводной самосвал Dutra-Godollo 116 или G116.

Dutra-DR50 (1956), Dutra-DR50SD, Dutra-DR50FD, Dutra-Godollo 116 (1966).
Dutra-DR50 (1956), Dutra-DR50SD, Dutra-DR50FD, Dutra-Godollo 116 (1966).
Несмотря на всю специфичность и экзотическую внешность этого автомобиля его можно увидеть в советском кинофильме "Премия" (1974), в котором снялись такие известные актёры как Евгений Леонов, Олег Янковский, Армен Джигарханян, Михаил Глузский, Борислав Брондуков, Нина Ургант, Светлана Крючкова и др.
-5

Масштабная модель данного автомобиля вышла в журнальной серии "Тракторы: история, люди, машины." Издатель - Hachette Collections, производитель - PCT (Premium & Collectibles Trading). Миниатюра получилась аккуратная и симпатичная. Из "плюсов" отмечу: хорошее качество покраски и расшивки кабины и кузова; рельефная решётка радиатора с чернением; имитация уплотнителей всех стёкол чёрным цветом; правильные диски колёс и резиновые покрышки с протектором. Салон выполнен простенько, а вот донышко - довольно интересно и правдоподобно. К недочётам могу отнести выдавленный на лобовом стекле и окрашенный чёрным цветом "дворник", а также нарисованные фары, поворотники и задние фонари.

Замеры штангенциркулем в сравнении с размерами реального автомобиля дали следующие результаты по масштабу: длина-1:43,4; ширина-1:43,3; высота-1:43; база-1:43,2. Отличный результат!

Dutra

#масштабные модели автомобилей #коллекционирование #история автомобилей #венгерские автомобили #dutra