Найти в Дзене
Cinemacountry

Образ Алексея Вронского в мировом кинематографе

Бравый офицер, яркий представитель «золотой молодёжи» описываемого временного периода, дамский угодник и невольный соучастник величайшего греха — все это он: Алексей Кириллович Вронский — герой романа Льва Толстого «Анна Каренина». Некоторое время назад на моем канале вышла статья, посвящённая виновнице одного из самых громких адюльтеров русской классики. В ней мы говорили об интерпретации образа Анны Карениной в киноискусстве. Сегодня предлагаю с того же ракурса обсудить ее порочного партнёра. Для начала обратимся к характеристике автора Толстой описывает графа Вронского как молодого, весьма состоятельного и красивого мужчину. Алексей Кириллович пользуется уважением однополчан, добродушным скепсисом в свете и успехом у женщин. Точный возраст героя писатель не указывает, но методом приблизительных подсчётов, опирающихся на скудные обрывки информации, разбросанные по страницам романа, можно сделать предположение, что Алексею около 25 лет — он несколько моложе Анны. Из характерных черт в
Оглавление

Бравый офицер, яркий представитель «золотой молодёжи» описываемого временного периода, дамский угодник и невольный соучастник величайшего греха — все это он: Алексей Кириллович Вронский — герой романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Некоторое время назад на моем канале вышла статья, посвящённая виновнице одного из самых громких адюльтеров русской классики. В ней мы говорили об интерпретации образа Анны Карениной в киноискусстве. Сегодня предлагаю с того же ракурса обсудить ее порочного партнёра.

Для начала обратимся к характеристике автора

Полковник Николай Раевский — один из наиболее вероятных прототипов Алексея Вронского
Полковник Николай Раевский — один из наиболее вероятных прототипов Алексея Вронского
Толстой описывает графа Вронского как молодого, весьма состоятельного и красивого мужчину. Алексей Кириллович пользуется уважением однополчан, добродушным скепсисом в свете и успехом у женщин. Точный возраст героя писатель не указывает, но методом приблизительных подсчётов, опирающихся на скудные обрывки информации, разбросанные по страницам романа, можно сделать предположение, что Алексею около 25 лет — он несколько моложе Анны. Из характерных черт внешности Лев Николаевич отмечает невысокий рост своего персонажа, плотное сложения, темный цвет волос и наметившуюся в них проплешину. Вронский обладает незлым, лёгким нравом, сдержанностью, спокойствием и некоторым (свойственным возрасту и холостяцкому статусу) легкомыслием. По мнению Владимира Набокова, граф неглубок, довольно поверхностен, безнравственен и бездарен — не в пример его спутнице по прелюбодеянию.

«Анна Каренина» один из самых экранизируемых романов русской классики. Существуют десятки киноинтерпретаций сюжета и визуализаций образов. Ниже вы найдёте мою пятиместную выборку из всего этого разнообразия. Призываю дополнить ее в комментариях ролями, которые запомнились вам.

Фредрик Марч

в фильме «Анна Каренина», 1935

-2

Марч составляет экранную пару Грете Гарбо, которая, по мнению киноведов, сыграла в этой экранизации одну из лучших ролей своей карьеры. Одна из главных задач, стоящих перед актёрами, исполняющими роль графа, показать чувственно-эмоциональный разрыв между Вронский и Карениным. Зритель должен понять причину измены Анны. Это важно. На мой взгляд, Марч с этим моментом справился не очень хорошо, потерявшись в тени качеств соперника. Интеллигентный, рассудительный, порядочный Алексей Каренин в исполнении Бэзила Рэтбоуна вызывает неконтролируемую симпатию и вопрос: почему Анна выбрала другого?

Василий Лановой

в фильме «Анна Каренина», 1967

-3

Бывшие супруги Татьяна Самойлова и Василий Лановой играют страсть нового чувства, несущего двух влюблённых к разрушительному финалу. Флёр прожитой любви, детальная реконструкция тайн русской души, проделанная людьми, знающими о ней не понаслышке, постановка на языке оригинала — все это камешки фундамента экранизации, признанной лучшей во всем мире. Василий Лановой восхитителен в роли Вронского. Очевидно, актёр прекрасно понимал какого человека он играет. В этом Василию помогли знание толстовского текста и его анализ в разрезе собственного жизненного опыта. Въедливость и проницательность артиста позволили ему провести верную расстановку акцентов и даже немного обмануть сценарий, в котором персонаж имел весьма линейную, плоскую структуру.

Шон Бин

в фильме «Анна Каренина», 1997

-4

Анна в исполнении Софи Марсо носит совершенно неуместную чёлку, а ее партнёр — властное выражение лица, которое тремя годами ранее демонстрировал в мини-сериале «Скарлетт», играя подлого и жестокого британского лорда. Что за эмоция мелькает на лице Карениной: парализующая страсть или все-таки страх? Впрочем, и там, и здесь Бин сумел продемонстрировать природное обаяние, легко увлекающее надломленную женскую душу в пучину греха. Что все же не делает его «тем самым» Вронским. Очевидно персонаж переосмыслен: утрачен порыв, появился стержень — все это перечит литературному амплуа героя.

Аарон Тейлор-Джонсон

в фильме «Анна Каренина», 2012

-5

Аарон работает в паре с Кирой Найтли. Пусть граф здесь и обзавёлся не прописанной в оригинале златокудрой копной волос, он, наконец, молод, порывист, аристократичен, подчёркнуто красив (пусть красота его и довольно прозаична), обходителен и нежен. Глядя на него, нетрудно поверить в то, что рассудительная Анна смогла так легко и быстро увлечься этим человеком. Экспериментальная постановка Джо Райта имеет спорную репутацию. Действительно, даже несмотря на довольно высокую сюжетную точность, сложно назвать фильм экранизацией, скорее — это произведение по мотивам. И если оценивать визуализацию актёра с такого ракурса, то можно сделать вывод, что роль Тейлору-Джонсону удалась: суть была передана верно.

Максим Матвеев

в фильме «Анна Каренина. История Вронского», 2017

-6

Шахназаров решил по-своему интерпретировать опыт Зархи, пригласив на главные роли НЕбывших супругов Елизавету Боярскую и Максима Матвеева. И, на мой взгляд, допустил здесь ошибку: при всем желании актёров оставить факт супружества вне съёмочной площадки им это не удалось. И если эпизод угасания дуэт играет весьма убедительно, то страстная завязка выглядит довольно вялой и надуманной. Что до Матвеева в роли Вронского, то визуализация опять же довольно спорна. Внешне актёр попал только в цвет волос и обещанную Толстым привлекательность, но это ладно. Лично меня больше смутила тоска, которая сквозила в личности героя с самого начала обернувшейся трагедией истории любви. Впрочем, режиссёр предлагает нам взгляд с другой стороны и, пожалуй, волен тасовать акценты. Но, на мой взгляд, мимо.

А как считаете вы?

Читайте также 10 образов Анны Карениной в кино

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!