Октябрьская революция в Петрограде обострила вопрос о независимости Финляндии. Ленин вручил делегации сейма акт о признании суверенитета бывшего княжества.
В период правления Екатерины Великой, во время очередной русско-шведской войны, возникли идеи о возможном отделении восточных шведских территорий под протекторатом России. Однако все они так или иначе относились к зависимости новоиспечённого финского государства от своего восточного соседа.
Финляндия в составе Российской империи
В 1809 году, в результате Фридрихсгамского мира, территории Финляндии были присоединены к Российской империи, однако широкие права, которыми наделили местные органы управления, не позволяли говорить о каком-либо активном движении за независимость. Ситуация поменялась при Николае II — политика русификации национальных окраин империи послужила поводом для создания националистических политических партий, активно выступавших за отделение от империи.
Однако со всей серьёзностью на повестку дня проблема независимости Финляндии попала во время тяжелейшей для России Первой мировой войны. Слабость метрополии заставила финских националистов активнее требовать реформ в государственном управлении.
Временное правительство. Финский вопрос
После Февральской революции 1917 года слабость центральной власти стала очевидной для финских правящих кругов. На протяжении семи месяцев, во время которой власть в стране принадлежала (или на которую претендовало) Временное Правительство, финский сейм, состоявший более чем наполовину из социал-демократов, пытался всеми способами ослабить зависимость своей страны от погружавшейся в агонию России.
Во время июльских событий в Петрограде финский сейм попробовал на законодательном уровне поставить свои полномочия выше Временного Правительства. Социал-демократическое большинство, поддерживаемое российскими максималистами, одобрило так называемый «Закон о власти».
Июльские события показали, что финская проблема требует незамедлительного решения. Фактически Сенат вступил в открытое противостояние с российским правительством.
Финский сейм. Реакция на октябрьский переворот
Захват верховной власти в столице России большевиками разделил финское политическое пространство надвое. Социал-демократы считали, что независимость Финляндия должна получить из рук нового правительства России, в то время как буржуазные партии, оглядывавшиеся на позицию Германии, ожидали признания нового статуса Финляндии на Западе.
Развернулась серьёзная борьба между партиями. «Левые» и «правые» на протяжении первой половины ноября блокировали законодательные акты. Профсоюзы, несогласные с политикой буржуазных партий, объявили о забастовке. Единственное, что смогли принять в Сенате — закон о провозглашении финского парламента носителем верховной власти в стране.
27 ноября было сформировано буржуазное правительство во главе с Пером Эвиндом Свинхувудом. Перед ним стояла важная задача — добиться признания независимости Финляндии со стороны России и обеспечить начало отношений с другими странами. В начале декабря Сенат приступил к решению русского вопроса.
Щекотливость ситуации состояла в том, что обращение к Совету Народных Комиссаров и Ленину в частности могло означать фактическое признание Финляндией нового правительства в Петрограде.
Ленин и независимость Финляндии
4 декабря 1917 года Свинхувуд представил на суд парламента документ, который впоследствии будут называть Декларацией независимости Финляндии. Через два дня, 6 декабря, законодательный орган рассматривал два проекта относительно будущего государственного статуса страны — буржуазный, идентичный документу Свинхувуда, и социал-демократический, согласно которому предлагалось сформировать русско-финляндскую совещательную комиссию для решения спорных вопросов.
Большинством голосов парламент одобрил проект буржуазных партий. До Рождества финские политики пытались найти поддержку среди стран Запада и США, но это оказалось тщетно. Планировалось также обратиться непосредственно к Учредительному собранию, выборы в который прошли не так давно и показали слабость большевиков.
27 декабря сразу две финские делегации, социал-демократическая и буржуазная, отправились в Смольный для зондажа ситуации. Политики из Хельсинки, ожидавшие противодействия «русских максималистов», были удивлены — Ленин и Троцкий высказались безусловно «за» независимость бывшего Великого Княжества. Уже 28 декабря ЦК партии большевиков одобрил отделение Финляндии.
После этих консультаций финские политики осмелели — теперь в Петроград отправился сам Свинхувуд. 31 декабря в Смольном Владимир Бонч-Бруевич вручил финским делегатам письменное признание независимости Финляндии, а уже 4 января этот акт утвердил Петроградский Совет Рабочих и Солдатских Депутатов. Бывшее княжество стало независимым государством, и, что более важно, его независимость признала бывшая метрополия.