Это имя для Санкт-Петербурга уже культовое! Марина Седова - признанный во всем мире шляпный мастер, постоянная участница международных выставок индустрии моды, автором книг по истории шляп и аксессуаров. Ее работы находятся в коллекциях современного костюма многих музеев, включая Государственный Эрмитаж, а попасть на примерку в ее салон мечтает каждая стильная женщина, знающая толк в авторских головных уборах.
В 2003 году, в рамках мероприятий к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга Марина Седова открыла в своем салоне Музей шляпного мастера, который был включен в число объектов культуры. В основу легла ее личная коллекция, насчитывающая 1500 единиц старинных головных уборов и аксессуаров 1860-1960-х годов. Увы, в витринах представлена всего ее десятая часть - на все попросту не хватает места!
Музей шляпного мастера – уникальное и «живое» место Санкт-Петербурга, где рядом с коллекцией старинных шляп ежедневно происходит чудо рождения новой модели, которая сразу же занимает место в ряду сотен оригинальных головных уборов разнообразных расцветок и отделок на любой вкус. Судя по отзывам туристов, место это весьма притягательное, прежде всего, из-за творческой атмосферы, царящей здесь.
В первое время Марина Седова даже проводила экскурсии по экспозиции, но в последние годы перестала - это занимает слишком много ее времени. Дело в том, что музей расположен в частной мастерской, где она работает и принимает клиентов, а это налагает определенные ограничения.
Музей, действительно, очень камерный, требующий сегодня определенных усилий, чтобы в него попасть, и уж тем более – услышать комментарии к коллекции маэстро. В постоянном потоке здесь не заинтересованы. Однако, по предварительной записи, собрав небольшую группу, - можно попробовать. Нам удалось!
В музее Марины Седовой представлена коллекция шляп, которую она собирает с 1975 года. Зачем? Потому что шляпы - это ее призвание, работа, высокое мастерство, а для мастера важно знать разные технологии.
М.С. - Для меня каждая шляпа коллекции представляет интерес. Посмотрите на эту замечательную модель (1900 года), украшенную так называемым «бантом ножами», его концы должны были торчать в разные стороны. Даже специально вставлялись проволоки для крепления. Или вот, шляпы-устрицы (носились в 1910-1920 гг.), из них ниспадали цветы или фрукты, что всегда очень хорошо смотрелось. В другой витрине – шляпки в стиле великого Гэтсби, или работы знаменитой Эльзы Скиапарелли (1830-е гг.), довоенные «менингитки». Есть здесь шляпки а-ля Одри Хепберн и шляпки-шарики в стиле Элизабет Тейлор, огромные диоровские шляпы (1950-1960 гг.) и псевдовосточные чалмы, словом, самые разнообразные формы с немыслимым декором.
Со временем менялась и манера носки шляп: если в начале века их надвигали на лоб, то после войны шляпки переместились на затылок.
Эта чудная шляпа-таблетка Pill Box отсылает нас к образу Жаклин Кеннеди. Дело в том, что у нее была очень крупная голова 61 размера, и американский мастер Фокс просто попал в десятку, придумав для первой леди Америки форму, выравнивающую пропорции.
А вот, совсем небольшой, но очень сложный в исполнении головной убор невесты в виде ракушки, выложенной рапсовой лентой. Я как-то попыталась повторить этот шедевр и поняла, насколько это трудоемкая вещь!
М.С. - Каждая шляпка из моей коллекции – это тема для тысячи разработок. Невозможно в точности использовать ту или иную форму, ее нужно разложить на составляющие, как эпюру, посмотреть, что откуда выходит и куда заходит, умножить на наше время, потому что способность воспринимать пространство у нас за последние 20 лет изменилась. Мы не можем скопировать в чистом виде старинную вещь, и носить ее как новую. Нет, ее надо переосмыслить и пересчитать. Эскиз - это еще не шляпа. Легкой ручкой набросать можно все что угодно, а вы попробуйте реализовать картинку на практике, учитывая форму головы и посадку. Вот тут-то начинается технология и конструирование в чистом виде. Меня этому учили, а сейчас – уже нет!»
Марина Седова окончила Высшую Петербургскую школу моды по классу модельер-технолог головных уборов, который набирался раз в 16 лет. Проходила практику на советских фабриках и в ленинградских ателье (тогда работало 36 шляпных ателье, которые все закрылись с 1995 по 2000 гг.). Она объездила почти весь мир и стажировалась у многих знаменитых мастеров. Сегодня Марина Седова очень переживает, что в российских вузах обучают только дизайнеров широкого профиля, а шляпного курса нет уже более 30 лет. Многие занимаются обувью, сумками, а шляпы, как отдельная отрасль, осталась за бортом.
М.С. - Думаю, это временно, ибо Россия находится в такой климатической зоне, где без головного убора жить невозможно. Рассказываю вам, как преподаватель университета технологии и дизайна. Мне приводят студентов, и за 45 минут я на пальцах должна рассказать им всю шляпную технологию. Выручает одно – конкретные примеры работ старых мастеров. И тут моя коллекция как нельзя кстати!
Но вернемся к Музею шляпного мастера. В его экспозиции, помимо собственно шляп, представлены старинные зонты, перчатки, шкатулки, вот, например, эта ужасно удобная вещь – шкатулка-перчаточница с боковой крышкой. Это для того, чтобы не перерывать все перчатки сверху вниз, а вынуть из стопки именно ту пару, которая необходима.
При нашей скорости жизни очень многие симпатичные аксессуары стали не актуальны, как и чудная сумочка-сейф для перевозки ценных вещей или помолвочные кошелечки из бисера...
В своем салоне Марина тоже периодически проводит выставки. Например, экспозиция гравюр 1856 года, так называемых, модных картинок, которые выполняли знаменитые художники. Они комплектовались в отдельные папки и выпускались каждый месяц в Париже, Вене, Лондоне, Санкт-Петербурге. Это были первые журналы мод XIX века.
В витринах салона на Лиговском проспекте, д. 27/7З представлен только фрагмент коллекции Музея шляпного мастера, остальное - непрерывно путешествует по музеям России. Были выставки в Москве, Ханты-Мансийске, Омске, Мурманске, Калининграде.
Может, пора подыскать для музея более просторное помещение?
М.С. - Я не вижу смысла создавать отдельный музей. Мне кажется, распределить коллекцию по многим музеям страны будет более разумно и полезно для народа. И я умышленно делаю акцент на провинциальные музеи, так как у столичных - огромные фонды и они редко экспонируют аксессуары. Знаете, в Санкт-Петербурге последняя выставка старинных головных уборов была 28 лет назад в Этнографическом музее, а эрмитажная коллекция вышивки, собранная бароном Штиглицем (кстати, лучшая в мире) выставлялась 20 лет назад! В этом смысле провинциальные музеи более мобильны, и устраивают очень живые выставки, где я периодически провожу какие-то задорные мастер-классы. Мне такой формат нравится больше!
Подробная версия статьи на Ките: http://spbtourkit.ru/2021/12/07/marina-sedova/
#спбтуркит #мастерство #шляпы #музеи #туризмспб #женскийобраз #выставкиспб #интересныеместа #петербург #мода