«Будущий год – это выдумка, никакого будущего года в природе не существует».
На днях прочитала рассказ Рэя Брэдбери «Кое-кто живёт как Лазарь». Эмоциональная, грустная история, полная досады за отчаянное положение героя и сочувствия его возлюбленной. Если кратко, то речь о том, как деспотичная мать – ведьма в безобразном чёрном платье, как называет её героиня, – погубила жизнь своего сына, сделав его сперва своим компаньоном, затем слугой, а в итоге приставкой к инвалидному креслу. Любимая ждала его долгие годы, да так и не дождалась. Она вышла замуж «чтобы отвлечься» , потом овдовела и состарилась. Ее возлюбленный, уже будучи семидесятилетним, принимает роковое решение и освобождается от гнёта матери, но женщина уже не хочет быть с ним. Она искренне рада тому, что любимый обретает свободу, но не принимает его жертву. История хоть и пронизывающая, но эмоционально взвешенная, с бережным отношением к человеческим «скелетам в шкафу». Одним словом – Брэдбери.
Мне как-то сразу подумалось, что таких историй вокруг нас довольно много, пусть и не настолько трагичных и не с таким губительным исходом. Их суть в том, что матери (кстати, почему-то чаще именно матери, а не отцы) посредством различных уловок или методик, а иногда просто самой сущностью своего характера, лишают своих детей свободы уверенного выбора своего пути. Всегда ли это происходит из чувства собственничества, исходящего из материнской любви? Является ли любовь матери безусловной? Может ли желание держать под рукой своего ребенка быть продиктованным не заботой о его благополучии, а намерением иметь постоянную опору, своеобразную страховку до конца дней? Таких примеров множество. «Старые девы», разменявшие полтинник, живущие вместе с матерями, выстроив свою жизнь вокруг их интересов и уходящие из жизни вслед за своими матерями, словно выполнив своё главное и единственное предназначение. Сыновья, на пятом-шестом десятке перебирающие невест в надежде на одобрение маменькой достойной кандидатуры…
Однако, не всегда процессом управляет корысть. Бывает, что все происходит само собой, в силу характера матери. Самый родной человек может быть безразличным, холодным, эмоционально бедным. Это зачастую даже не её вина, она могла сама воспитываться в подобных условиях. В результате чего сын или дочь недополучают нужных элементов для нормального функционирования – участливого внимания, убедительной похвалы, совета вместо нотаций. Они вырастают неуверенными в себе невротиками с синдромом отложенной жизни. Любят ли такие матери своих детей? Определенно, но так, как умеют.
Уверена, что найдутся люди, которые сочтут подобные заключения попыткой повзрослевших и порой уже состарившихся детей возложить на матерей вину за свои неудачи. Мол, это как поиск костыля для калеки. Может быть они и правы. Но ведь если у вас хромает жизнь, вам нужен костыль.
А как обстоят дела у вас? Вы нуждаетесь «в костыле»? Знаете такие истории?