Найти в Дзене
ИСТОРИЧКА

Как возвращали белых эмигрантов

Впоследствии революции Российскую Федерацию покинули от полутора до 5 млн. человек. И доля из них после чего возвратилась. Не все понимают, что Русская власть прикладывала к этому старания. Какие предпосылки были у эмигрантов для возвращения, и собственно что их ждало вслед за тем - предлог для большущей беседы.

точное число эмигрантов не установлено, цифра колеблется от 1,5 до 5 млн. человек
точное число эмигрантов не установлено, цифра колеблется от 1,5 до 5 млн. человек

Отпрыск генерала Епанчина ещё в 1907 году прикупил домик во французской курортной Ницце. На всякий случай. Коттеджами на итальянской Ривьере располагали кое-какие иные российские аристократы. Но не все. "Вспомогательный аэродром" готовила только малая доля дворянства или же интеллигенции. А когда пришло время для эмиграции не у всякого оказались в припасе средства. Истории о князьях и графах, разгружающих вагоны, об аристократках на парижском помосте – не придуманы. Почти всем русским за границей довелось несладко, и идея о возвращении их, естественно же, навещала.

Другое дело – куда вернуться? Все слышали но спаленных имениях. Но сначала у белых эмигрантов было отчаяние. Когда прошло 6 лет убежденности стало меньше. Но здесь – внезапно для множества – им навстречу пошёл сама Русская власть.

некоторые русские эмигрантки вышли на подиумы, одна из них - княжна Н.Палей
некоторые русские эмигрантки вышли на подиумы, одна из них - княжна Н.Палей

В 1923 году «Железный Феликс» Дзержинский предложил невероятное: привлечь специалистов из числа «бывших».

«Специалисты, оставшиеся у нас, - писал он в ЦК, - без инициативы…характера…Думаю, что из эмигрантов могли бы получить немало спецов… Только не надо общей амнистии… надо давать индивидуальные прощения, и чтобы обязались работать там, где мы укажем».

Выходило так: вы – возвращайтесь. А мы взвесим, прощать вас, или же нет. Да еще и отправим вас туда, где нам привидится необходимым. Нет, не в Столицу и Петербург, а, к примеру, в Сибирь или же на Дальний Восток. Эта возможность немногим привиделась заманчивой. В 1923 году на Родину возвратились 1150 человек, и между них основная масса – иммигранты из сёл. Абсолютно не те «спецы» на коих ставил Дзержинский.

Была выдумана еще 1 стратегия – предлагали работу по договору, на время. Когда же человек оказывался на пространстве и приступал к выполнению собственных обязательств, его уведомляли: с этого момента вы – господин Советов. А личный паспорт иной страны смысла не содержит. Западня захлопывалась, но о данном становилось ведомо. Набирать свежие кадры по подобный системе уже не выходило.

Алексея Толстого называли "Красным графом"
Алексея Толстого называли "Красным графом"

Творческую интеллигенцию также пробовали возвращать. В том же 1923 съездил на Родину беллетрист Алексей Толстой, и, получив самый тёплый прием, принял решение остаться. Но все, отлично знающие «красного графа», заявляли, что Толстой возвратился в Россию решительно не из патриотических эмоций или же большущий симпатии к большевикам, а вследствие того что абсолютно обеднел. Он набрал большое количество долгов за границей, и просто убежал от кредиторов. И стал одним из тех, кто не прогадал.

Писателю Ивану Бунину также делали интересные предложения. Он стал знаменитостью крупного масштаба (а после чего получил Нобелевскую премию по литературе), и заполучить его обратно было бы большой удачей для русской страны. Но у создателя «Окаянных дней» не было стремления договариваться с большевиками.

кадр из фильма "Дневник его жены", в роли И.Бунина - А.Смирнов
кадр из фильма "Дневник его жены", в роли И.Бунина - А.Смирнов

Дабы «добыть» Илью Репина, который располагался в Куоккалу, в Финляндии, в январе 1925 года командировали Корнея Чуковского. Ему дали абсолютный карт-бланш: посулить Репину все вероятные актуальные блага, премии, совершенную свободу в самовыражении… Но по возвращении в Столицу, Чуковский развел руками: мол, известный живописец не пожелал его в том числе и выслушивать. Через краткое время получился конфуз. Репин умер, и финны напечатали его дневники. Между остального в их были занимательные детали:

«Приезжал Корней…. Между прочим, очень советовал не возвращаться».

Но прозорливостью, как Бунин, и твердостью убеждений, как Репин, выделялись далеко не все.

Поэт Александр Ярославский уехал из СССР позднее множества - в 1926 году. В начале пожил в Берлине, вслед за тем перебрался в Париж. Но в столице Франции пробыл всего 2 месяца, впоследствии чего стал рваться назад на родину. Иллюзий не возводил - в посланиях напрямик гласил, что возвращение будет концом его жизни. И все же прибыл в Ленинград. В мае 1928 года последовал арест, отправка на Соловки и ожидаемый конец, в 1930-м.

И Сергей Эфрон, супруг Марины Цветаевой, впоследствии нескольких лет эмиграции принял решение податься обратно. Данному во многом содействовала безуспешная домашняя жизнь: Жанна имела возможность в один момент воспылать к другому (по воззрению кое-каких историков, отпрыск Мур был рождён в итоге увлечения Цветаевой). В добавок, у семьи отчаянно не хватало средств. «Запутался как муха в паутине», - гласил Эфрон по мемуарам его дочери, Ариадны.

Сергей Эфрон
Сергей Эфрон

Сначала Эфрон стал сотрудником зарубежного отдела ОГПУ в Париже, который вербовал эмигрантов. Его «сеть» состояла из 24 человек. В середине 30-х Эфрон крепко принял решение уехать. В начале он подался в Гавр, вслед за тем в Ленинград. Дочь еще поддерживала уверенность отца: надобно ехать! А в 1939 году в Россию возвратилась и Цветаева с отпрыском.

Но данная ситуация не имела удачного продолжения. В 1939 году Сергей Эфрон и Ариадна были задержаны. Жизнь супруга Цветаевой оборвалась на поле Коммунарки. Марина оказалась в Елабуге, где её и не стало – по ее собственному решению.

Кстати, войну некоторые использовали как возможность для эмиграции. Решение не возвращаться приняли сотни человек, и для их водворения в СССР в 1944 году был назначен уполномоченный по репатриации, генерал Филипп Голиков. Со временем он сделал огромную агентурную сеть, которая имела возможность собрать крупный список «сбежавших» в различные государства Европы. Но тут русская власть наткнулась на ряд сложностей: возвратить прежних людей оказалось не так и элементарно. Почти все из них успели повенчаться или же выйти замуж, да и капиталистические государства не хотели оказывать помощь стране с чужой идеологией.

кадр из сериала "Вертинский"
кадр из сериала "Вертинский"

Таких, как Александр Вертинский - вернувшихся, и при данном "встроившихся" в свежую систему (со всеми обмолвками, но всё же) было например большое количество. Кстати, Вертинский некоторое количество раз подавал прошение о возвращении домой, но ему отвечали отказом. Лишь только в 1943 году ему дали имущество, впоследствии такого, как он выслал послание Молотову:

"Жить вдали от Родины... и при этом быть бессильным ей помочь - самое тяжёлое".

Он выступал на фронте, затем ещё довольно большое количество гастролировал в мирное время. Его не "крутили" по радио, но он снимался в кино. Его пластинки не издавались.

кадр из сериала "Вертинский"
кадр из сериала "Вертинский"

Интересно, но еще 1-я волна репатриации произошла уже после 1953 года. Вернувшихся было большое количество, и они имели возможность оказаться подходящими спецами. Но… прибывшими кадрами распоряжались безотчетно. В прошлом, эмигрант, вернувшийся из Аргентины в Минск, не получил обещанной жилплощади (собственность его семьи к тому времени была уже занята другими людьми, и отдавать её никто не собирался). Дипломированному инженеру с большущим навыком работы предложили трудиться... штукатуром. Иной профессионал, Николай Соломанюк, в 1956 году прибывший из Польши в СССР, некоторое количество месяцев безрезультатно пробовал отыскать работу. В конечном результате он попросил допустить ему вновь поехать в Польшу, где он дальновидно оставил детей и супругу. Ему дозволили, и он уехал ныне уже навсегда.

Белых эмигрантов возвращали в 20-е и 30-е, вслед за тем пробовали в 40-е. Но масштабной «обратной волны» не произошло.

#наука #история россии #семейные отношения #россия #интересные факты