Найти тему
Барабанщиков Кирилл

Обращение к делегатам XXIII съезда Всероссийского общества слепых!

Оглавление
Флаг Всероссийского общества слепых
Флаг Всероссийского общества слепых

«Смерть, пожалуй, самое лучшее изобретение в жизни. Она причина всех перемен в жизни. Она расчищает старое, чтобы открыть дорогу новому».

Это одна из фраз, которой Стив Джобс, основатель компании Apple, заканчивал свою речь перед выпускниками Стэнфордского университета.

Именно этой фразой я хочу начать свое обращение, которое адресовано делегатам XXIII съезда Всероссийского общества слепых и всем неравнодушным членам ВОС.

Сразу оговорюсь, что текст обращения получился длинным, так как перед нами сегодня больше вопросов, чем ответов.

С чего все началось

9 декабря 2021 г. ушел из жизни Президент Всероссийского общества слепых Александр Яковлевич Неумывакин. Я хочу выразить слова поддержки родным и близким Александра Яковлевича.

Смерть А. Я. Неумывакина, который занимал должность Президента ВОС больше 30 лет, открывает перед нами новый этап в жизни и развитии всего общества в целом. Однако вместо того, чтобы стимулировать среди членов ВОС здоровую дискуссию о дальнейших направлениях и путях развития ВОС, некоторые из членов ВОС, которые наделены достаточно широким объемом полномочий, не желают публичного обсуждения кандидатур и программ и всеми силами пытаются поскорее избрать нового Президента ВОС.

На мой взгляд, они совершают очень серьезную ошибку, которую скорее всего уже не исправить. Всероссийское общество слепых больше похоже на пациента, про которого говорят, что он скорее мертв, чем жив. Если не будут предприняты кардинальные меры по стабилизации дел в обществе, спасать уже будет нечего. Но мне не жалко руководство ВОС, моя душа болит о рядовых членах ВОС и детях, которым нужна квалифицированная помощь и поддержка.

Итак, что нам известно из публичных источников

- 10 ноября 2021 г. на XXIII съезде ВОС уполномоченными делегатами был избран на должность Президента ВОС Неумывакин А. Я.

- 10 ноября 2021 г. на XXIII съезде ВОС был утвержден устав ВОС в новой редакции.

- XXIII съезд ВОС не был закрыт. Был объявлен перерыв. Сделано это было для того, чтобы иметь возможность исправить ошибки в уставе, которые могло бы найти Министерство юстиции в ходе его проверки при регистрации.

- 9 декабря 2021 г. умер вновь избранный Президент ВОС Неумывакин Александр Яковлевич.

- 9 декабря 2021 г. состоялось внеочередное заседание центрального правления ВОС.

- на внеочередном заседании центрального правления ВОС был избран Исполняющий обязанности Президента ВОС. Им стал член центрального правления ВОС В. В. Сипкин.

- центральным правлением было принято решение созвать второе заседание XXIII съезда ВОС, которое состоится 15 декабря 2021 г. в 10 часов 00 минут по московскому времени.

- второе заседание съезда должно пройти в очно-заочной форме.

- члены центрального правления ВОС утвердили проект повестки второго заседания съезда.

Я не буду комментировать все сплетни и слухи, так как считаю необходимым и допустимым для себя оперировать фактами и нормами действующего законодательства и устава ВОС. Собственно говоря, давайте этим и займемся, дав правовую оценку каждому из перечисленных выше обстоятельств.

Правовая оценка происходящей ситуации

Очередной съезд ВОС проходил в достаточно противоречивых с точки зрения нормативной базы условиях.

Устав ВОС, который и должен был определять порядок проведения съезда ВОС, применяется только в тех частях, которые не противоречат действующему законодательству.

Пару слов про редакции Устава ВОС

По состоянию на 14 декабря 2021 г. на официальном сайте ВОС размещен устав, который утвержден 15 ноября 2011 г. на XXI съезде ВОС.

Принимая во внимание, что я, по своей инициативе, разрабатывал поправки в Устав, а также делал правовой анализ предложенных изменений в новую редакцию Устава ВОС, в моем распоряжении есть проект устава от 28 октября 2021 г., который, по всей видимости, и был утвержден на XXIII съезде ВОС.

Напомню, что согласно статье 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», устав некоммерческой организации является учредительным документом, который определяет права и обязанности членов организации и ее руководящих органов.

Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками) (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления.

Очень важное для нас правило содержится в части 2 статьи 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации. Аналогичное правило содержится в статье 50 Устава ВОС (2011).

Таким образом, до момента государственной регистрации изменений учредительных документов, утвержденных высшим органом управления некоммерческой организацией, действует редакция учредительных документов, утвержденная ранее учредителями (учредителем) некоммерческой организации либо высшим органом управления некоммерческой организации и прошедшая государственную регистрацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

К аналогичным выводам приходят и суды: Постановление ФАС Московского округа от 10.06.2014 N Ф05-5501/2014 по делу N А40-126140/13, Постановление ФАС Центрального округа от 05.03.2012 по делу N А08-2167/2010.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц №ЮЭ9965-21-320135405 от 14 декабря 2021 г. новая редакция Устава ВОС, которая была утверждена делегатами на XXIII съезде ВОС, еще не зарегистрирована.

На основании изложенного выше мы можем сделать вывод о том, что до государственной регистрации новой редакции Устава ВОС необходимо руководствоваться редакцией Устава ВОС, по правилам которой, в части не противоречащей действующему законодательству РФ, созывался и проводился XXIII съезд ВОС.

То есть центральное правление, заседание которое состоялось 9 декабря 2021 г., при назначении второго заседания XXIII съезда ВОС должно было руководствоваться положениям прежней редакции Устава ВОС.

Итак, в силу статьи 19 Устава ВОС (2011) высшим руководящим органом ВОС является съезд.

Согласно абзацу 2 статьи 19 Устава ВОС (2011) срок проведения и проект повестки дня съезда объявляются не позднее, чем за два месяца до начала его работы.

Таким образом, повестка очередного съезда ВОС должна быть объявлена не позднее 10 августа 2021 г.

Несколько слов о прошедшем первом заседании XXIII съезда ВОС

23 июня 2021 г. на официальном сайте ВОС была опубликована утвержденная центральным правлением ВОС повестка XXIII съезда ВОС.

Кроме стандартных вопросов для подобного рода мероприятий в повестку съезда ВОС были включены:

- выборы президента ВОС;

- выборы постоянно действующего руководящего органа ВОС;

- утверждение Устава ВОС с изменениями и дополнениями.

Все перечисленные пункты повестки относятся к исключительной компетенции съезда ВОС, как высшего руководящего органа ВОС.

Согласно информации, опубликованной 11 ноября 2021 г. на официальном сайте ВОС, по всем вопросам утвержденной повестки были приняты решения, что свидетельствует об исчерпании повестки.

Кроме того упомянутое выше информационное сообщение начинается со слов «завершился очередной XXIII съезд Всероссийского общества слепых…». Далее по тексту мы встречаем формулировку: «завершая работу съезда, Президент ВОС…».

А сейчас нам вдруг говорят о том, что съезд не был завершен. Был объявлен перерыв. Тогда почему в официальных сообщениях об объявлении перерыва нет ни слова? Это что секретная информация? Если это сделано согласно устава и закона, то в самом факте объявления перерыва нет ничего страшного.

Справедливости ради нужно сказать, что хоть и с ошибкой в заголовке публикации от 11 ноября 2021 г. говорится о первом этапе. Правда, как я уже отметил выше, содержание публикации никак не раскрывает это, что еще больше вводит нас в заблуждение.

Можно ли объявлять перерыв в ходе работы съезда ВОС

Редакция Устава ВОС, по которой созывался XXIII съезд ВОС не предусматривает возможности объявлять перерыв в ходе работы съезда ВОС.

Действующее законодательство также не регламентирует данный вопрос.

Согласно п. 19.9 Устава ВОС (2011) к исключительной компетенции съезда ВОС относится вопрос принятия регламента съезда ВОС. Думается, что в рамках данного полномочия съезд ВОС может принять регламент, в котором предусмотреть возможность объявления перерыва и срок, на который такой перерыв может быть объявлен.

Однако принимая решение о перерыве, делегаты съезда ВОС должны руководствоваться общими принципами добросовестности, разумности и справедливости (статья 6 Гражданского кодекса РФ).

Из-за того что руководство ВОС приняло решение не сообщать широкому кругу лиц информацию о том, что съезд ВОС не завершил свою работу, а лишь ее приостановил, в общем доступе отсутствуют сведения о том, на какой срок был объявлен перерыв и каким образом делегаты съезда планировали завершить работу съезда.

Насколько мне известно, перерыв был объявлен для того, чтобы иметь возможность устранить выявленные в ходе регистрации новой редакции Устава ВОС нарушения норм действующего законодательства. Хочется верить, что эти моменты были отражены в протоколе при принятии делегатами решения об объявлении перерыва.

Срок такого перерыва должен быть установлен исходя из сроков регистрации изменений в устав. Если срок перерыва существенно превышает сроки регистрации, то необходимо ставить вопрос о разумности и обоснованности принятия такого решения.

Ключевое решение XXIII съезда ВОС

На XXIII съезде ВОС делегаты единогласно избрали Неумывакина А. Я. Президентом ВОС на новый срок. Данное решение было запротоколировано. Повестка в данной части была исчерпана.

Досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица

9 декабря 2021 г. умер вновь избранный Президент ВОС. Смерть гражданина – это юридический факт, который представляет собой конкретное жизненное обстоятельство, наступление которого влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридические факты в любой сфере выступают, прежде всего как своеобразные переключатели правовых состояний.

В соответствии с абзацем 4 статьи 30 Устава ВОС (2011), Президент ВОС может досрочно прекратить свои полномочия по уважительным причинам.

Смерть человека – это одна из самых уважительных причин в жизни.

Таким образом, в качестве юридического факта мы имеем факт смерти вновь избранного Президента ВОС, а последствием наступления данного юридического факта является досрочное прекращение его полномочий.

А что дальше?

Обратимся к положениям Устава ВОС (2011). Так, согласно абзаца 5 статьи 30 Устава ВОС (2011) для избрания нового президента ВОС Центральное правление ВОС созывает внеочередной съезд не позднее, чем в трехмесячный срок с момента прекращения Президентом ВОС своих полномочий.

При этом в силу абзаца 2 статьи 19 Устава ВОС (2011) срок проведения и проект повестки дня съезда объявляются не позднее, чем за два месяца до начала его работы.

Таким образом, внеочередной съезд, на котором делегаты должны избрать нового Президента ВОС, должен быть проведен не позднее 10 марта 2022 г. Только при таких условиях досрочный съезд может быть легитимным.

Еще раз подчеркну, что в действующей редакции Устава ВОС (2011) речь идет о созыве внеочередного съезда с самостоятельной повесткой.

Нам же предлагают решить вопрос об избрании нового Президента в рамках XXIII съезда ВОС, который не завершен из-за объявления перерыва.

В нарушении норм действующего Устава ВОС (2011) повестка второй части XXIII съезда ВОС объявлена лишь за 6 дней до даты его проведения.

Кроме того, вторую часть XXIII съезда ВОС предлагают провести в очно-заочном формате, что также, на мой взгляд, является незаконным.

Избрание нового Президента ВОС на второй части XXIII съезда ВОС в очно-заочном формате является незаконным

В соответствии с частью 4.1 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, относящимся к исключительной компетенции высшего руководящего органа.

Вопрос об избрании нового Президента ВОС отнесен к исключительной компетенции съезда ВОС и не может быть решен путем проведения съезда в очно-заочной форме (п. 19.4 Устава ВОС (2011), абзац 5 части 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях).

Кроме того, в силу прямого указания закона (абзац 3 части 4.1 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях») порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации.

В свою очередь Устав ВОС (2011), по которому проводится XXIII съезд ВОС, таких положений не содержит.

При этом прошу обратить внимание на то, что возможность проведения заочного голосования вне зависимости от наличия таковых положений в уставе некоммерческой организации, была предусмотрена лишь на 2020 г. (Федеральный закон от 08.06.2020 №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).

Таким образом, 15 декабря 2021 г. принять решение о выборе нового Президента ВОС в рамках второй части XXIII съезда ВОС, которая должна быть проведена в очно-заочном формате, не представляется возможным и нарушает нормы действующего законодательства.

Подводя черту

Подводя черту под вышесказанным, хочу обратиться к делегатам XXIII съезда ВОС с просьбой критическим образом проанализировать данный текст и, в случае если с моими доводами вы будете согласны, не принимать поспешных решений, которые могут быть признаны незаконными, что может парализовать деятельность Всероссийского общества слепых.

Какой выход из ситуации я вижу

Прежде всего, хочу напомнить делегатам, что от вашего решение зависит не столько ваше личное благополучие, сколько будущее десятков тысяч инвалидов по зрению, в том числе и детей, которые, в силу закона, не могут быть членами ВОС.

Я призываю каждого из вас руководствоваться в первую очередь нормой закона, а во вторую очередь- здравым смыслом.

Я предлагаю конкретные шаги:

1. На втором заседании XXIII съезда ВОС, которое должно состояться 15 декабря 2021 г. в 10:00 по московскому времени, принять решение об его завершении.

2. На внеочередном заседании центрального правления ВОС принять решение о назначении даты проведения внеочередного съезда ВОС, а также утвердить его повестку. Съезд должен быть проведен в очном формате не позднее 10 марта 2022 г. Делегаты, избранные на региональных конференциях, уполномочены без новой процедуры их избрания принять участие во внеочередном съезде.

3. В повестку должны быть включены два основных вопроса: избрание нового Президента ВОС и внесение изменений в Устав ВОС (на случай, если в ходе регистрации редакции Устава ВОС, принятой на XXIII съезде ВОС, возникнут вопросы со стороны Минюста).

4. Повестка внеочередного съезда ВОС должна быть опубликована не ранее, чем за 2 месяца до даты его проведения.

5. Необходимо утвердить регламент выдвижения кандидатов на должность Президента ВОС, а также создать все условия для публичного и всестороннего обсуждения программ кандидатов, в том числе создать площадки для дебатов между кандидатами.

6. После публичного обсуждения кандидатов и предлагаемых ими программ провести внеочередной съезд ВОС, на котором в условиях открытости и публичности путем открытого голосования избрать нового Президента ВОС, который должен вывести общество из кризиса последних десятилетий.

Какие первоочередные задачи должен решить новый Президент ВОС

1. Полностью пересмотреть порядок управления имущественным комплексом ВОС. До разработки четких критериев и условий продажи имущества ВОС наложить мораторий на все сделки, направленные на отчуждение имущества ВОС.

2. Провести независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятий ВОС на предмет рационального использования имущественного комплекса ВОС и денежных средств, предоставленных предприятиям из бюджетной системы России в форме субсидий.

3. Трудовая реабилитация людей с инвалидностью по зрению должна стать не просто строкой в Уставе, а ежедневной задачей, над решением которой должен работать весь административный аппарат ВОС. К сожалению, сегодня предприятия ВОС практически не создают новых рабочих мест для инвалидов по зрению. И с каждым годом ситуация усугубляется, что еще больше отталкивает молодых инвалидов по зрению от системы ВОС.

4. Начать масштабную программу по сокращению административного аппарата ВОС с одновременным внедрением новых технологий в вопросах управления. Сокращение должно касаться, в первую очередь, административных работников в пенсионном возрасте и не имеющих инвалидности по зрению.

Конечно, это лишь основные направления работы, которые мне кажутся наиболее важными.

В качестве заключения

В заключении еще раз хочу поблагодарить всех тех, кто помогает распространять данное обращение среди неравнодушных членов Всероссийского общества слепых. Мы с вами не должны забывать, что от нас зависит, каким будет общество слепых сегодня, завтра, послезавтра.

С уважением, член бюро Ижевской городской местной организации ВОС Барабанщиков Кирилл Сергеевич.

Адрес электронной почты для связи: bks2408@mail.ru