Понять Чехова мне помог театр. Лирический юмор Довлатова я полюбила тоже после спектакля Антона Шварца «Пять углов». Писатели пишут пьесы, театры их ставят, а потом делают постановки повестей, рассказов, романов. Для меня театр и литература неразрывны, не представляю свою жизнь без них.
В этой статье расскажу вам о некоторых, очень разных, спектаклях петербургских театров. Они поставлены по книгам, которые включены в школьную программу. Все эти спектакли я видела сама, поэтому делаю к каждому небольшое пояснение – подходит или нет данный спектакль для школьников, для лучшего понимания произведения.
1. «Ревизор» (Театр Ленсовета)
Полный водевиль, в лучшем значении этого слова. Развитие и нарастание энергии абсурда, родившейся из маленького недоразумения. Мне кажется, Гоголь был бы доволен. Я попала на звездный состав этого спектакля: Александр Новиков, Евгений Филатов, Олег Андреев, Сергей Перегудов, Сергей Мигицко. И увидела, как актеры в хорошо сыгранном спектакле импровизируют и дурачатся от души.
Спектакль очень эмоциональный и живой. Поставлен в классической манере: приемы игры, сценография, костюмы – все очень энергично, ярко (кажется, еще чуть-чуть – и будет перебор). На него можно идти всей семьей: школьникам изучать содержание пьесы Гоголя, взрослым – повторять крылатые фразы и получать отличное настроение.
2. «Дубровский» (Театр «Пушкинская школа Владимира Рецептера»)
Этот театр - один из любимых у петербургских учителей литературы. Для него характерно очень бережное отношение к текстам Пушкина и других классиков, яркая игра молодых энергичных актеров, гармоничное сочетание классических традиций советского театра и нового театрального языка. Возмездие или прощение? Милость или наказание? Зрителям есть над чем подумать на этом спектакле.
Очень необычная сценография: по центру небольшого зала устроен деревянный помост, на нем происходит все действие. Зрители сидят вдоль этой сцены на расстоянии вытянутой руки от актеров. Спектакль очень подходит для знакомства школьников с произведением «Дубровский» и для понимания того, что прошло почти 200 лет, а нравственные проблемы остались те же.
3. «Гроза» (БДТ им. Г.А.Товстоногова)
Очень необычный спектакль ведущего петербургского театра. Постановка в духе архаичного, балаганного театра времен Островского (до психологического театра Станиславского).
В БДТ всегда потрясающая сценография, в «Грозе» это черно-красно-золотая палехская палитра. Необычно в этом спектакле все: игра актеров, работа режиссера, атмосфера. Очень много музыки: народные мелодии и их стилизация в духе глубоко архаичного исполнения в сочетании с современной рэповой манерой, живая игра на музыкальных инструментах. А как поет Борис! Спектакль спорный, зрители пишут о нем противоположные отзывы.
Современный театральный язык, действие движется по-другому, чем в пьесе Островского. Но это именно Островский, его дух, его мощь. И я увидела другую Катерину. Да, сначала она растерянная, а потом - сильная, смелая, одухотворенная своей любовью. И прыгает она не от безысходности, а от – гордости и силы, от нежелания жить с этими душными людьми. На спектакль можно идти со старшеклассниками, но лучше, чтобы они уже представляли сюжет пьесы.
4. «На дне» (Театр Дождей)
Этот спектакль маленького удивительного театра Дождей идет всего несколько раз в год. Но я все равно советую вам когда-нибудь его увидеть. Мне кажется, театр сыграл его именно так, как написал Горький, а не как однобоко интерпретировала его советская критика. Горький, назначенный главным советским писателем, сейчас подзабыт. И то и другое мне кажется несправедливым.
В этой пьесе действие течет медленно, иногда оно совсем останавливается, иногда взрывается каким-то происшествием или дракой. Герои говорят, говорят бесконечно. Это было бы невозможно выдержать три с половиной часа без хорошего текста. Все, что написано Горьким – все сыграно актерами. И сыграно так, что выходя из театра, ты не понимаешь – то ли тебя обухом по голове стукнули и ты в беспамятстве, то ли Литургию трехчасовую отстоял и ты в эйфории.
То есть ты провел три часа в ночлежке, с людьми социального дна, а выходишь просветленный и осчастливленный. Такова сила театра. Очень хорошего театра. (На ютубе есть небольшой ролик об этом спектакле, он старый, но очень хорошо передает атмосферу «На дне». Кстати, там вы можете увидеть, в каких условиях приходится жить маленькому, но выдающемуся театру).
5. «Тихий Дон» (Театр «Мастерская»)
Этот спектакль продолжается 9 часов с тремя антрактами. Вы целый день живете в хуторе Татарском.
Ваши соседи – семьи Мелиховых, Коршуновых, Астаховых. Ваши соседи – Петр и Григорий, Наталья, Аксинья и все остальные жители хутора. И Дон тоже есть, настоящий, в нем полощут белье, к нему ходят погрустить. В спектакле практически нет декораций, сценография создается игрой света и проекциями. Но тем выразительнее и ярче на этом лаконичном фоне игра актеров.
Первая часть спектакля – солнце, Дон, любовь, парни и девчата на посиделках. Потом война, потом революция и гражданская. Нарастает драматизм и напряжение, есть сцены на разрыв, эмоционально тяжелые и горькие. Очень советую. Это великолепный театр, великолепный спектакль. Почти уверена, что старшеклассники после всего увиденного захотят и в театр ходить, и читать. Выходя из театра вечером в предночной Петербург, вы сильно удивитесь: как я здесь? я только что был на хуторе, на Дону. Да, и 9 часов пролетают незаметно, как бы банально это ни звучало.
А вы любите ходить в театр?
Ставят в вашем городе хорошие спектакли по русской классике?
Спасибо, что дочитали, надеюсь, было интересно. Если понравилась статья, буду благодарна за лайк и подписку на канал.
#театры петербурга #русская классика #петербург #николай гоголь #михаил шолохов #пушкин #театральная жизнь #максим горький #островский #книжнаяаптека_театр