В действующей до 2022 года редакции Закона 44-ФЗ предусмотрена возможность выделения лотов в конкурсах и аукционах, в отношении которых отдельно указываются объект закупки, НМЦК и ее обоснование, размеры обеспечения, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. В редакции Закона 44-ФЗ, вступающей в силу 01.01.2022, допускается выделение лотов только в закрытых конкурсах, аукционах, однако дефиниция «лот» сохранена в статье «Особенности заключения энергосервисных контрактов».
Кроме того статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещено ограничение конкуренции между участниками закупки путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих закупок и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Принципиальное отличие применения дефиниции «лот» в первом (выделение лотов в закрытых процедурах не в электронной форме) и во втором случаях (формирование лотов во всех процедурах) заключается в том, что в первом случае термин употребляется во множественном числе: разрешается выделять лоты, то есть несколько, больше одного. Во втором, - лот один, но есть требования по его формированию, наполнению, включению в его состав различной продукции.
Законодательство РФ не содержит легального определение термина «лот». По нашему мнению, Лот – объект закупки, включающий в себя набор товаров, работ, услуг, закупаемый по одному контракту (договору).
Объект закупки может:
- быть однотипным (закупка товара одного наименования в единичном или множественном количестве, услуг (работ) одного типа в различном объеме, объекта (объектов) недвижимости, аренда имущества);
- формироваться в виде лота (несколько различных наименований товаров в единичном или множественном количестве, поставка товаров при выполнении закупаемых работ, услуг, выполнение нескольких видов работ (услуг).
В рамках одной электронной процедуры продукция закупается одним лотом. В «неэлектронной» конкурентной закупке (а это с 01.01.2022 только закрытые процедуры) лотов может быть несколько. В одни закрытые торги могут включаться несколько лотов, связанных, как правило, общей целью. При этом в состав одного лота входят товары, работы, услуги, технологически и функционально связанные между собой.
Правила формирования лотов
Правило первое. При проведении конкурентных процедур в один объект закупки, то есть в один лот, объединяются разные товары, работы, услуги, если они связаны между собой технологически и функционально. Закупка без технологической и функциональной связи повлечет нарушение Закона «О защите конкуренции».
Как определить технологическую и функциональную связь в объекте закупки? Регулирующих правил нет, и для каждой закупки нужно определить, существует ли связь между товарами, работами и услугами, и не ограничит ли такое объединение конкуренцию.
При этом правовые позиции судебных и контрольных органов по этой проблеме не всегда одинаковые. Например, практика Арбитражного суда Волго-Вятского округа свидетельствует, что поставку компьютерной техники и приобретение программного обеспечения объединять нельзя. А Президиум Верховного Суда РФ считает наоборот, что их можно объединить в один лот.
Но неправомерно объединять подготовку проектной документации и выполнению строительно-монтажных работ - это разные рынки.
Если объект закупки включает в себя несколько товаров, работ, услуг, то его наименование заказчик определяет исходя их наименований товаров, работ, услуг, входящих в состав объекта закупки. При этом необходимо проанализировать, относятся ли закупаемые товары, работы, услуги к одному или разным рынкам - необходима одна или разные лицензии (СРО). Например, закупка ОСАГО вместе с другими видами страхования ограничивает конкуренцию, так как требует разные лицензии.
Правило второе. Товары связанные, но их нельзя объединять в одну закупку, так как они находятся в разных режимах регулирования, например, закупка с установленными преференциями организациям инвалидов, УИС (товары, работы, услуги, подпадающие под преференции и не подпадающие). Предметом одной закупки не могут быть товары, в отношении которых установлены запреты, ограничения или условия допуска, и товары, которые допускаются для целей закупок на условиях национального режима без ограничений.
Правило третье. Объединять в один лот проектирование и строительство можно только в определенных случаях:
а) заключается контракт жизненного цикла;
б) закупаются одним лотом работы:
- по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства;
- подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства из перечня, утвержденного Правительством РФ (субъектом РФ, местной администрацией).
Правило четвертое. Строительство в отдельных случаях можно объединить в один лот с поставкой и монтажом оборудования:
- если оборудование неразрывно связано со строительством и его последующий монтаж невозможен без изменения спроектированных конструктивных решений объекта;
- если контракт заключается по ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ и согласно проектной документации объекта капстроительства для его эксплуатации нужно оборудование, заказчик может объединить работы с поставкой оборудования.
Правило пятое. Требования к формированию лотов при закупках некоторых товаров может определять Правительство РФ. Так, предметом одного контракта (лота) могут быть медицинские изделия разных видов, которые закупаются по контрактам жизненного цикла (в случаях, установленных Правительством РФ) (Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620).
Правило шестое. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что НМЦК (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Исключение: указанное правило не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 Закона 44-ФЗ.
Правило седьмое. Лот не должен включать в себя количество товаров, работ, услуг, которое может влиять на ограничение конкуренции (ограничивать количество участников). Например, поставка бумаги для 80 филиалов в разных субъектах РФ или благоустройство территории города в 7 территориальных районах объемом более миллиарда рублей в каждом.
Таким образом, объект закупки может включать в себя несколько товаров, работ, услуг, и такой объект в целях антимонопольного регулирования можно назвать «лотом», формой конструирования объекта закупки, соответственно применяя вышеуказанные требования к его формированию. При этом, в закрытых неэлектронных процедурах лотов может быть несколько в одной закупке. По каждому из них проводится отдельная процедура и заключается отдельный контракт.
Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.