Найти тему
Мир метро

Станция метро "Сокольники". Часть 2.

Сокольники. Часть 1. Оформление и освещение.

В этой главе мы с вами увидим как менялось со временем оформление этой станции метро, которая на первый взгляд особо не изменилась. Но это только на первый взгляд.

Как мы говорили в предыдущей главе, именно со станции "Сокольники" отправился первый поезд с пассажирами, поэтому будет совсем не лишним упомянуть и такой факт.

На момент открытия метро, разменных автоматов и турникетов там не было (кроме экспериментальных, которые в массовость тогда не пошли). Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красные — до «Сокольников», жёлтые — обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут.

"Интервью" П. Н. Латышева газете «Рабочая Москва»:
«…Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции Московского метрополитена «Сокольники» я был первым пассажиром, купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии «А» и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади… Один иностранец рассказал мне, будто в Америке живет человек, только другого сословия: капиталист, который собирает первые билеты метро.

«Вот пошли ему свой билет,— приставал ко мне иностранец,— заработаешь».

Нет, не пошлю я в Америку мой драгоценный билет № I! Я его как святыню, как документ итога моей большой жизни буду хранить».

Пётр Латышев покупает билет №1.
Пётр Латышев покупает билет №1.

Колонны станции имеют квадратную форму сечения и облицованы серым мрамором «Уфалей» уральского месторождения, с добавлением белого мрамора на капителях и чёрного марблита у оснований. Области по периметру колонн выложены белым мрамором.
Колонны станции имеют квадратную форму сечения и облицованы серым мрамором «Уфалей» уральского месторождения, с добавлением белого мрамора на капителях и чёрного марблита у оснований. Области по периметру колонн выложены белым мрамором.
Колонны расположены с шагом 7 метров, всего на станции их 46.
Колонны расположены с шагом 7 метров, всего на станции их 46.
По задумке архитекторов, первоначально колонны должны были стать круглыми и более массивными.
По задумке архитекторов, первоначально колонны должны были стать круглыми и более массивными.
Станция в 2010 году. Старая навигация.
Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.
Станция в 2010 году. Старая навигация. Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.
Путевые стены станции «Сокольники» выложены мелкой глазурованной керамической плиткой светло-жёлтого цвета с добавлением небольших фрагментов синей плитки.
Путевые стены станции «Сокольники» выложены мелкой глазурованной керамической плиткой светло-жёлтого цвета с добавлением небольших фрагментов синей плитки.
Цоколь стен выложен плиткой чёрного цвета.
Цоколь стен выложен плиткой чёрного цвета.
Название станции на путевой стене.
Название станции на путевой стене.
Решётка вентиляционной шахты непривычно большая по сравнению с теми, которые можно обозревать на более поздних станциях. Дело в том что тут прямо на станции - полноценная решётка вентиляционной шахты №178А. На некоторых других станции первой очереди был также использован этот приём.
Решётка вентиляционной шахты непривычно большая по сравнению с теми, которые можно обозревать на более поздних станциях. Дело в том что тут прямо на станции - полноценная решётка вентиляционной шахты №178А. На некоторых других станции первой очереди был также использован этот приём.
Пол выложен чередующимися квадратными плитами из серого и чёрного гранита, в так называемом «шахматном» порядке.
Пол выложен чередующимися квадратными плитами из серого и чёрного гранита, в так называемом «шахматном» порядке.
Первоначально пол был покрыт асфальтом, как и на других станциях первой очереди. Фото 1940 года.
Первоначально пол был покрыт асфальтом, как и на других станциях первой очереди. Фото 1940 года.
К началу 1970-х смотревшийся эстетически не очень красиво асфальт заменили на гранит. Фото 1970-х годов. 
К началу 1970-х смотревшийся эстетически не очень красиво асфальт заменили на гранит. Фото 1970-х годов. 
Служебные помещения вынесены в торец платформы. Вид в сторону "Преображенской площади". Фото 2010 года.
Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.
Служебные помещения вынесены в торец платформы. Вид в сторону "Преображенской площади". Фото 2010 года. Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.
Это же место в 1935 году. Вместо интервальных циферблатов - круглые часы. 
Это же место в 1935 году. Вместо интервальных циферблатов - круглые часы. 
Поскольку станция «Сокольники» имеет статус объекта культурного наследия и её облик нельзя менять, переход на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии будет организован в северо-восточном торце.
Поскольку станция «Сокольники» имеет статус объекта культурного наследия и её облик нельзя менять, переход на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии будет организован в северо-восточном торце.
За дверями юго-западного торца сохранятся служебные помещения.
За дверями юго-западного торца сохранятся служебные помещения.
Вдоль платформы установлены деревянные скамьи, аналогичные стоят на "Кропоткинской".
Вдоль платформы установлены деревянные скамьи, аналогичные стоят на "Кропоткинской".
В первые месяцы работы станции и метрополитена, над порталом тоннеля висели большие портреты Сталина, Кагановича и Орджоникидзе.
В первые месяцы работы станции и метрополитена, над порталом тоннеля висели большие портреты Сталина, Кагановича и Орджоникидзе.
Перрон и лестничный спуск. 1935 год.
Перрон и лестничный спуск. 1935 год.
Фото 2010 года.
Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.
Фото 2010 года. Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.
Пространство под лестницами, когда-то его тоже украшали шарообразные люстры.
Пространство под лестницами, когда-то его тоже украшали шарообразные люстры.
Радостный машинист встречает первых пассажиров. 15 мая 1935 года.
Радостный машинист встречает первых пассажиров. 15 мая 1935 года.
Вид на северо-восточный торец, где спустя более чем восемь десятилетий появится переход на Большое Кольцо. Фото 1935 года. 
Вид на северо-восточный торец, где спустя более чем восемь десятилетий появится переход на Большое Кольцо. Фото 1935 года. 
Станция в 1956 году.
Станция в 1956 году.
Прибытие поезда. 1980-е. Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.
Прибытие поезда. 1980-е. Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.
Станция в 1990-е годы.
Станция в 1990-е годы.
Состав из вагонов типа 81-71* на станции уже нечастый гость. Скоро их заменят другие типы подвижного состава. Фото 2021 года.
Состав из вагонов типа 81-71* на станции уже нечастый гость. Скоро их заменят другие типы подвижного состава. Фото 2021 года.
С 2020 года на линии эксплуатируются также вагоны типа "Русич".
С 2020 года на линии эксплуатируются также вагоны типа "Русич".

Сокольники. Часть 1. Оформление и освещение.