Найти тему
📺CinemaTravel🌍

"Сто дней после детства": Потрясающе красивый фильм молодого Сергея Соловьева, поразивший Европу в 1975 году

В СССР было мало режиссеров, похожих на Сергея Соловьева. Обычно о нем принято говорить в контексте культовой ленты "АССА", но постановщик начал блистать задолго до перестроечных времен. В 1975 году на экраны вышел его фильм, ставший большим событием не только для советского, но и мирового кинематографа.

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Сергей дебютировал в 1969 году, когда принял участие в создании киноальманаха "Семейное счастье" и снял две новеллы по произведениям Чехова. В 1971-м Соловьев уже в одиночку экранизировал пьесу Максима Горького "Егор Булычов и другие", но картину внезапно запретили, а режиссера уволили с Мосфильма с формулировкой "профнепригодность". Тогда Сергею пришлось идти на ТВ, где в 1972 году он снял драму "Станционный смотритель" по одноименной повести Пушкина. Но и здесь Соловьева ждала та же участь: увольнение.

Постановщик не отчаивался и мечтал снять мюзикл по песням Булата Окуджавы. Однако, студии не хотели видеть такое кино, и ни с кем договориться не получилось. Соловьеву, как воздух, был нужен простой и удачный проект, который удовлетворил бы запросы "большого начальства". И тогда режиссер решил пойти на сделку с совестью: он по-быстрому снимет "халтуру про пионерскую организацию", выйдет из опалы и потом уже займется "настоящим искусством".

Соловьев понимал, что сценарий, подписанный его именем, никуда не пройдет. Нужен был еще один автор, и такой человек нашелся. Писатель Александр Александров показал Сергею свою повесть о подростках "Живые души", и Соловьев сделал сценарий по мотивам этого произведения. Автором текста значился Александров, и Мосфильм дал добро на съемки. Соловьеву выписали оператора Леонида Калашникова (позже он снимет "Сталкер") и композитора Исаака Шварца ("Белое солнце пустыни"). Главные роли исполнили молодые актеры-дебютанты, компанию которым составили Сергей Шакуров и Нина Меньшикова.

— Ерголина Ленка — чрезвычайно образованная девица. Читает на трёх языках. И ничего ей не нравится…
— Почему?
— Бог её знает… Акселерация…
Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Скульптор Сережа (Шакуров) решает на лето устроиться вожатым в пионерский лагерь. Учреждение не самое рядовое: расположено на развалинах старинной дворянской усадьбы, а большинство детей чем-то одарено или, как минимум, читает на трех языках. Сережа с головой окунается в пионерский быт, попутно пытаясь сеять разумное, доброе, вечное. Заодно он пробует поставить с подопечными "Маскарад" Лермонтова и погасить возникающие конфликты.

В лагере бурлят едва ли не шекспировские страсти. Пионер Митя Лопухин влюблен в красавицу Ерголину, но та без ума от статного Лунева. При этом самого Лопухина любит Загремухина, но тот относится к ней, как к сестре. И все это на фоне уборки урожая капусты. Придется скульптору Сереже объяснить 14-летним школьникам, что детство, в общем-то, уже закончилось...

— Он ее просто любит, Лунев.
— Но не до такой же степени!
— До такой.
— Ну, не бывает же так, Митя.
— Бывает.
Кадр из фильма "Сто дней после детства". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Сто дней после детства". Источник: kinopoisk.ru

Комедийная мелодрама "Сто дней после детства" поражает с первых же кадров. Цветовая гамма, кадрирование и прекрасная музыка Шварца недвусмысленно намекают, что "халтура" у Соловьева не задалась. А, когда на экране появляются объемные персонажи, сыплющие хлесткими фразами, становится очевидно: опальный режиссер сотворил, если не шедевр, то около того. Да, почти все зрители, знакомые с той эпохой, утверждают, что не было таких пионерлагерей, и дети между собой общались по-другому. Глава Мосфильма, посмотрев картину, вообще сказал, что Соловьев "снял фильм про каких-то дэбилов". Тогда почему его хочется смотреть снова и снова? Потому, что это истинное искусство.

Современный зритель может найти в стилистике "Ста дней" нечто похожее на "Королевство полной луны" американца Уэса Андерсона. С поправкой на советский быт, конечно. Но работа художников тут не хуже, чем в Голливуде. А костюмы какие! Наслаждение для глаз. Из всех этих маленьких кусочков и собирается цельная картина, будоражащая ум и затрагивающая струны души любого, кто был ребенком. Дети-актеры выглядят великолепно и словно сосуществует вместе с персонажами. Удивительно, как у Соловьева получилось донести до дебютантов то, что необходимо сыграть. Вышло очень точно и проникновенно.

Два подростка ненавидят друг друга. Само по себе это отвратительно. С этим надо кончать. Поэтому я предлагаю педагогический эксперимент. А давайте их пошлем вдвоем в село за сметаной. Сметану они повезут на телеге, пусть волокут ее вдвоем. Так сказать, в одной упряжке.
Кадр из фильма "Сто дней после детства". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Сто дней после детства". Источник: kinopoisk.ru

Справедливости ради, надо сказать, что для Татьяны Друбич "Сто дней" не были дебютом. Ранее она уже исполняла главную роль в фильме "Пятнадцатая весна". И забавно слушать истории о том, как Соловьев раз разом отвергал кандидатуру Друбич из-за "неубедительности". Лишь случайность убедила режиссера в том, что именно Татьяна должна играть в фильме. Позже Друбич станет музой Соловьева, а потом и его женой.

По еще одной счастливой случайности "Сто дней" в 1975 году попали на Берлинский кинофестиваль. Тамошняя публика осталась от картины в восторге и была поражена тем, как постановщику удалось передать всю гамму подростковых переживаний без насилия и постельных сцен. Жюри фестиваля вручило Соловьеву Серебряного медведя за лучшую режиссуру, а следом подоспели награды из Италии и Югославии. Советские чиновники были вынуждены признать талант Сергея и стали забрасывать его государственными премиями.

— Что ж нам теперь делать, Мить?
— Знаешь, Соня, я думаю, что делать нам ничего не надо. Помнишь, Сережа нам рассказывал про Джоконду?
— Помню.
— Ведь никому от нее ничего не надо. Ведь верно?
— Верно.
— Помнишь, Сережа сказал, что надо смотреть на нее долго, запомнить ее всю и потом носить с собой целую жизнь. И тогда все будет хорошо.
— Что будет хорошо?
— Все. Нам ведь друг от друга ничего не надо. Ведь верно?
— Да.
— Давай, и мы с тобой просто запомним это лето. Просто запомним, и все.

13 декабря Сергей Соловьев ушел, но его фильмы по-прежнему с нами. А мы просто запомним замечательного режиссера. Просто запомним, и все.

Оценка CinemaTravel: 8/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!

Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:

Также приглашаю ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА на мой авторский канал 🍺ВкусноеПиво🍻, где вы найдете много интересного

#фильмы #кино #ссср #актеры #комедии