Мария Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, рассказала подкасту «Большой город» о том, что сейчас читают дети, как научить их любить книгу и что можно найти в современной библиотеке кроме книжных полок. Самые интересные выдержки из беседы читайте ниже, а ссылку на подкаст мы прикрепили в конце статьи.
Самые любимые
Конечно, мы составляем рейтинги любимых детских книг. Что в топ-20? Понятно, что большая часть книг, которые берут весной-летом – это в основном школьная программа. А любят те книги, за которыми приходят в библиотеку в январе и феврале. И в топах у нас в основном переводные авторы. Много шведских писателей. А на первом месте – Гарри Поттер. К сожалению, у нас нет своего Гарри Поттера. Нет в России такого автора, который создал бы увлекательный книжный сериал.
Можно сказать, что отличает все любимые детские книги. Во-первых, они написаны современным языком. Второе – симпатичный герой, который проходит через какие-то испытания. По жанру это, как правило, или сказочный формат или фэнтази. В любом случае, мир этих книг гораздо более яркий и красочный, чем тот, в котором мы живем.
Кто так читает?
Надо понимать, что серьезное чтение – удел немногих. Хорошо, если есть 20% детей, для которых мир книги – самое увлекательное, что есть на Земле. К нам такие ребята и приходят. А приводят их современные родители, то самое потерянное для книги поколение. Они хотят, чтобы их дети были умнее, чем они, успешнее. Эти взрослые понимают, что именно читающий ребенок имеет шанс стать той самой элитой – в технической, гуманитарной, научной сфере. Для нас важно, чтобы дети с годами не растеряли свой интерес к книге. Известно ведь, что в подростковом возрасте библиотека в перечне интересов уходит на задний план.
У цифровых родителей растут цифровые дети
Беда в том, что у современного ребенка с самого раннего возраста есть доступ к цифре. Мое консервативное мнение: чем позже ребенок будет с этими гаджетами знакомиться и черпать оттуда информацию, тем лучше. Психика маленького человека на готова к восприятию того объема информации, которая дается в цифровом виде. Он не может ее переварить. Из-за этого появляются проблемы с дислексиями.
Мы все чаще сталкивается с тем, что ребенок плохо говорит, не может пересказать то, что прочитал, не усваивает ту информации, которую ему надо понимать в определенном возрасте. Причина: он с детства привык к бесконечной смене кадров. Сейчас дети не умеют медленно читать и медленно воспринимать всю информацию, которая заложена в тексте. Родителям на это тоже не хочется тратить время. Они тоже уже другие. У цифровых родителей растут цифровые дети. И это не может радовать.
Что можно найти в библиотеке?
Я бы, конечно, хотела сказать, что к нам идут за современными хорошими книгами. Но тогда бы я покривила душой. Потому что к нам приходят в основном за общением. В библиотеку приводят детей на различные занятия, связанные с книгой, на мастер-классы, кружки, фестивали, которые проводят наши специалисты. И мы делаем все, чтобы наши дети стали читателями.
У нас есть занятия для любого возраста. Например, по понедельникам и средам мы «Читаем с собакой». Конечно, это специально подготовленные животные. Детей записывают заранее – занятие длится 15 минут. И это время ребёнок тратит на то, чтобы пообщаться с собакой и почитать ей книгу. Он расслабляется, не боится, что ему сделают замечание, будут поправлять. Самая «долгая» наша студия – «Читаем и рисуем». Ей примерно тридцать лет уже. Ее ведет художник Юлия Устинова. Дети читают книги и их и иллюстрируют.
У нас есть «Географические путешествия», «Комната сказок». Очень популярны диафильмы. Казалось бы, кому нужны диафильмы в век мультфильмов? Но современные дети их очень любят. Потому что тут тот же эффект, что и с медленным чтением. Картинку можно рассматривать, пока взрослый рассказывает историю. А ребенок может крутить колесико аппарата.
Какой должна быть районная библиотека?
Любая библиотека прежде всего должна быть интересна своему окружению. Чтобы люди приходили туда – за общением, за возможностью задать вопрос настоящему писателю, поучаствовать в мастер-классе. Ребенку в отличии от взрослого важно в чем-то принимать участие, быть первым и получить приз. Поэтому нужны викторины, конкурсы, фестивали. Эта соревновательность дает жизнь детской библиотеке.
Важно, чтобы в библиотеке были столы и там можно было делать уроки. Не у всех детей дома есть для этого комфортные условия. Из наших инициатив, которые мы передали районным библиотекам, – курсы русского языка для мигрантов. Там для этого есть все возможности и прежде всего помещения.
Как приучить к чтению ребенка?
Читать ему! Ребенок не может сам взять и полюбить книжку. Чтение на ночь. Пятнадцать или двадцать минут днем. Особенно хорошо, когда читает папа. И когда папа с ребенком может это обсудить. Ведь ребенку важен этот контакт и обмен мыслями, впечатлениями. Потому что любая книга таит в себе что-то непознанное для ребенка.
Интервью с Марией Веденяпиной слушайте в 30-м выпуске подкаста «Большой город».
-------------------------
Читайте также: