Найти в Дзене
Кинолюбитель

Четыреста ударов (1959)

Ах, эта юная школьная пора! Разбирая многие детские советские фильмы, я с удовольствием просматриваю сюжеты про школьную жизнь, про взаимодействия одноклассников, их взгляды и наивные мечты. Теперь же Франция подарила мне подобный продукт со своей стороны, где главный герой – скользкий школьник, мальчишка, живущий своими взглядами и ставящий важные для себя задачи против системы образования, против семейных ценностей. Подростковый максимализм, который выражен в сложное время в стране.

-2

«400 ударов» - это аналог нашему «33 несчастья», подразумевая, что с персонажем одни проблемы, за что бы он не взялся. Что же, приключения могут завести в разные места, а здесь культура и быт французской семьи, где каждый член семьи – индивидуален, живёт своей внутренней жизнью, а только внешне присваивает себе ярлычок к «ячейке общества». Поэтому хоть лента и про трудного ребёнка, но она великолепно отражает и взрослую жизнь, и отношения друг к другу близких людей.

-3

В первую очередь сквозь призму ленты можно рассмотреть воспитание сына. Какие бы беды не случались с ним, это вина родителей. Режиссёрский дебют Франсуа Трюффо делает на этом акцент. Поведение матери и замечания отца говорят, что ребёнок не нужен в этой семье. Проходя через презрение и имитацию любви, главный герой отождествляет себя с изгоем, для зрителя раскрывается внутренний, загнанный в угол зверь, который используя способ «нападение – это лучшая защита», будто специально ведёт себя из рук вон плохо. Тут нет акцента на каком-то насилии, всё косвенно, но очень наглядно.

-4

Школа. Это уже не институт знаний, а место где малыш Антуан становится сам с собой, имея под боком товарища, который и помогает ему в трудных ситуациях. О каком воспитании может идти речь, если родители: а) всё время работают; б) они каждый раз уставшие после работы и в) им нет дела до жизни сына? Конечно, когда случаются жалобы или вызовы в школу, то меры наказания находят свой объект, но в данном ключе из «кнута и пряника» мы имеем только «кнут».

-5

Сложная пора, аргументированная возрастом, положением в семье и отношением в школе, дарят зрителю интригующие эпизоды двух друзей, которые стараются стать независимыми от взрослых. Многие эпизоды радуют своими локальными аспектами: ткацкая фабрика, дом одноклассника, работа отца, парк аттракционов – все элементы воодушевляют при просмотре, а портрет главного героя в глазах зрителя создаётся вполне обычный для мальчика, который ищет развлечений. Именно такая разница в первой и второй половинах фильма – сначала детская наивность и развлечения, а затем суровость взрослой жизни, опасные дела и попытки стать независимым, стать взрослым.

-6

Опасный момент, который можно даже было переписать, как страх детства, намерено переворачивает отношения матери к сыну, рождая недоумения в глазах отца, а зрителю показывая, что даже взрослые и вроде бы правые люди сами не идеальны. Раскрывает данный фильм поступки, совершённые взрослыми людьми, но открывающиеся нам сквозь глаза ребёнка.

-7

Под финал мы узнаём главный родительский секрет, который вызывает больше вопросов, чем ответов. А отношения каждого родителя к сыну можно теперь перевернуть с ног на голову. Ход великолепный, а впечатления от него незабываемые. Откровения главного героя под конец проливают свет на все действия в картине, отчего недоумения по поводу воспитания проходят сами собой.

-8

Это интересная картина о сложной жизни, о взрослении и отражении поступков взрослых через действия подростка. Знакомство (пусть и преждевременно) с системой наказания и правосудием. Это отражение старшего возраста в глазах детей. Это родительское воспитание, которое играет ключевую роль в социальной драме.

#Кино #ФрансуаТрюффо #Четырестаударов #Lesquatrecentscoups