Все слышали о произошедшем в православной гимназии, которая находится на территории Серпуховского женского монастыря. Такие события не должны происходить, но они происходят. Причинами являются отсутствие должной психологической и социальной работы в школах, отсутствие понимания у родителей, которые не знают, как нужно воспитывать своих детей. Также большую роль имеет нездоровая атмосфера в школе, за которую должны отвечать классные руководители и завучи по воспитательной работе.
Проблемы комплексные, но я здесь хочу обратить на религиозную проблематику, которую почему-то упускают из виду федеральные СМИ.
После событий в Перми патриарх Кирилл выступил со словами, которые сегодня воспринимаются совершенно иначе, чем в октябре:
Решение вышеназванных проблем, соответственно, также находится в значительной мере в религиозной плоскости. Сколько бы противники любых упоминаний о религии в школе ни говорили о светскости, о том, что школа не должна касаться вопросов веры в Бога, в итоге мы видим молодых ребят, которые, назвав самих себя «богами», а всех остальных «биомусором», берут в руки оружие и идут убивать, не зная, просто не понимая, что Бог — это не поставление себя выше других, не некое горделивое право судить и приговаривать к жизни или смерти, а любовь и свет.
В том докладе патриарх Кирилл пытался объяснить, что происходящие события связаны с отсутствием религиозного воспитания в светских школах.
Что же мы видим теперь? Виновником событий в Серпухове является 18-летний Владислав Струженков, выпускник православной школы при Серпуховском женском монастыре. Это значит, что никакое религиозное воспитание, ни уроки по приобщению к основам религиозной культуры, не являются профилактикой противоправных действий в среде подростков. Патриарх Кирилл без какой-либо ответственности вводит людей в заблуждение.
Теперь, когда нельзя всю вину скинуть на "безбожие" школ, отрабатывают версию с исключительной виной родителей подростка и "пагубным влиянием интернета". Школа будто здесь никакой роли не играет. Но почему-то Струженков пошел именно в школу. По всей видимости, не все с ней так однозначно. У Струженкова наблюдается психическое заболевание, возникшее после операции, которое привело к дисбалансу гормонов. Следствием стало депрессивное состояние. Высока вероятность, что именно преподаватели православной гимназии со своей "особой" методикой обучения настроили ученика против себя.
Если кто-то сомневается в моих словах, то обратите внимание на позицию сведущих людей. Вот что говорит врач-психотерапевт Константин Ольховой:
В большинстве случаев духовное воспитание детей и подростков и православный подход – это не панацея от трагедий, связанных с психикой, хотя многих это, безусловно, очень хорошо поддерживает. Нужен комплексный подход.
У меня были клиенты, заканчивающие православные гимназии. К сожалению, у нас в таких заведениях иногда забывают, что есть духовная жизнь, а есть душевная болезнь, и порой не понимают, что психические проблемы человека – это не всегда про его, как говорят, грешную сущность.
Давайте обратимся к позиции протодиакона Андрея Кураева, который лучше разбирается в особенностях церковной педагогики:
Церковно-учительная классика - это мысли старых бездетных и бессемейных отшельников, у которых никогда не болела голова о том, как быть с дочкой-на-выданье.
Так что в учительных книгах традиционных обществ просто не найти рецептов для современной педагогики. Поэтому монастырские школы - это пространство экспериментов на детях. Эти эксперименты ставят люди, которые боятся детей. И этот свой страх они маскируют забором жестких запретов и требований.
Страшилки устава православной школы
Теперь к самому важному. На сайте православной гимназии Серпуховского женского монастыря опубликованы "Правила гимназиста", которые должен исполнять каждый ученик. Приведу некоторые из них:
"Гимназисту надлежит проявлять уважение и внимание к своим наставникам – педагогам, слушаться их без пререканий, быть исполнительными и трудолюбивыми. В случае провинности – смиренно принять заслуженное наказание".
"Гимназист соблюдает пост, как в Гимназии, так и дома. По великим двунадесятым праздникам приступает к исповеди и причащению".
"Гимназисту настоятельно рекомендуется воздерживаться от долгого смотрения телевизора и особенно – от компьютерных и электронных игр".
"Утренняя, дневная и вечерняя трапеза проходят в тишине и внимательном слушании установленного чтения".
"Когда ставишь или передвигаешь что-либо, например стул, делай тихо и вообще все делай без стука и шума".
"Разговаривать надо по возможности тихо, и громко не смеяться".
"Всякого самоволия бойся, как огня. Все делай по благословению, или в разрешения взрослых и благодать Божия будет тебе в помощь".
Судя по вышеописанным правилам, в этой гимназии создают не целостных личностей, а послушных и безвольных "мышек", которые не имеют права на собственное мнение и должны беспрекословно подчиняться преподавателям. В этой школе явно не знают, что такое подростковый возраст.
На месте Министерства просвещения я бы присмотрелся к деятельности всех частных учебных заведений религиозного типа. Для меня очевиден психологический вред подобных учреждений.