Знаете, чем удивительный Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни отличался от большинства капризных кинозвёзд? Своим необыкновенно тёплым и покладистым характером. Как рассказывал, снимавшийся с ним наш Лев Прыгунов, если этому великому актёру надо было по роли лечь в грязную лужу, то он выполнял это беспрекословно. Поэтому-то он и сыграл в 188 картинах, сотрудничая с лучшими режиссёрами по всему миру.
Чтобы оценить гениальность этого аппенинского кинохудожника для начала не плохо бы посмотреть прелестную комедию 1961 года "Развод по-итальянски". Как же он здесь хорош в роли влюблённого князя Фердинандо на фоне скудных сицилийских пейзажей. Что для меня, так это лучшая роль Мастроянни в списке его побед. Вот его трагикомедия "8 1/2" Феллини, получившая главный приз на Московском кинофестивале 1963 года, далеко не так однозначна.
У этого знаменитого режиссёра лучшая роль Марчелло, конечно же, в завораживающей "Сладкой жизни", где он сыграл усталого светского журналиста, пресыщенного приторностью и лицемерием тогдашней римской богемы. Кстати, по имени некого настырного фотографа в мире закрепилось понятие "папараццо", которое в русской транскрипции отчего-то произносится лишь во множественном числе.
Вот любимый многими поколениями "Брак по-итальянски", на мой "замыленный" взгляд, гораздо слабее его "Развода". Да и юная Стефания Сандрелли для меня гораздо привлекательнее знаменитой Софии Лорен, хотя сравнивать их по актёрской одарённости, довольно глупо.
Можно, конечно, от нечего делать посмотреть и странноватую историю 1965 года, снятую по роману Роберта Шекли "Седьмая жертва". Здесь, добавив к названию ещё три единицы, пригласили на съёмки очередную красавицу, швейцарку Урсулу Андресс. Сегодня это фантастическое кино в какой-то мере отражает тенденции фильмов 60-х. Правда, великолепному Марчелло здесь, по большому счёту, играть было особо нечего. Но отчего-то же он согласился.
Самый скандальный проект, на который решился, тогда уже великий Мастрояни, назывался "La Grande Abbuffata". Впечатлительным и временно голодающим товарищам этот фильм к просмотру не рекомендуется. Хотя, поклонникам эпатажного Ларса, это кино покажется просто камерным застольным водевилем.
Ну и напоследок парочка знаменитых фильмов, снятых в 80-е. Это, конечно же, прекрасный и чувствительный "Джинджер и Фред", ставший 20-й картиной Феллини. И достойная история от нашего Никиты Михалкова под названием "Очи чёрные" 1987 года, где Мастрояни сыграл роль архитектора Романо Патрое, который полюбив русскую женщину, отправляется на её поиски в СССР.
Фильм был выдвинут на премию "Оскар", но там так ничего и не завоевал. Зато на Каннском кинофестивале Марчелло Мастроянни с удовольствием вручили приз за лучшую мужскую роль. Но всё же самым милым фильмом для меня навсегда останется "Развод по-итальянски". Вот тут-то "Оскар", надо отметить, вручили незамедлительно.