На связи Летундра! В октябре 2021 года Италия провела перезапуск национальной системы авиатранспорта. С 1946 года бренд Alitalia сильно обтрепался. На рубеже тысячелетий обшивка кресел от Армани поблекла, а если рейсы отменяются, дымящимися спагетти пассажиров не привлечёшь,. В последние 20 лет старейший национальный перевозчик был хронически убыточным. Не смотря на это он был дорог итальянскому правительству - на его спасение ушло почти 13 млрд евро из бюджетов страны и Евросоюза. Не помогло. Насколько эффективно прошла операция по отделению «плохой» авиакомпании Alitalia от «хорошей» ITA Airways? Чтобы делать прогнозы, стоит сравнить подходы старого и нового авиаперевозчика к формированию воздушного флота, географии полётов и тарифной политики.
Что же пошло не так?
Престиж флагманского авиаперевозчика не приносил финансовой прибыли. Больше двух десятилетий Alitalia работала себе в убыток. Её объединяли то с голландской KLM, то с итальянской Air One, а 7 лет назад авиакомпания и вовсе перестала быть государственной. Контрольный пакет акций выкупил Etihad Airways. Новый собственник тоже не справился: в 2018 году Alitalia перешла под управление чрезвычайных комиссаров. В последние 3 года авиакомпания продолжала летать под итальянским флагом и получила из госказны 1,8 млрд евро на текущие расходы. 73 млн евро компенсации за ущерб от пандемии коронавируса кажутся каплей в этом океане кредитов. Возможно, именно она стала последней в чаше терпения Евросоюза, который, собственно, и давал деньги Италии. Антимонопольные органы ЕС потребовали от итальянцев, наконец, реформировать проблемного авиаперевозчика. Любопытно, что его преемнику, ITA Airways, Брюссель разрешил выделить субсидии на 1,35 млрд евро. Вполне возможно, что очередные финансовые вливания станут причиной нового коррупционного скандала в лучших итальянских традициях. Во всяком случае, от обанкротившейся Alitalia Евросоюз потребовал вернуть 900 млн евро незаконно выданных кредитов.
Пока поводов для беспокойства нет. Новая ITA Airways национализирована, контролируется министерством экономики и финансов республики. Штат сотрудников сокращён в 3 раза, несмотря на протесты профсоюзов. К 2024 году топ-менеджмент планирует вывести главную авиакомпанию страны на прибыльный уровень. За счёт чего?
Анализируем географию полётов
Alitalia всегда ориентировалась на ближние авиаперевозки в ущерб более выгодным дальнемагистральным направлениям. У бывшего нацперевозчика были слоты в 25 итальянских и 63 европейских аэропортах, а за пределами Европы - только в 22 точках. В итоге ему пришлось конкурировать не только с лоукостерами, но и с развитой европейской сетью скоростных поездов.
Новая ITA Airways сразу сфокусировалась на американском рынке, который быстро набирает обороты после локдауна. С 4 ноября авиакомпания уже летает из Рима в Нью-Йорк. С июня 2022 года начинает выполнять рейсы в Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес и Сан-Паулу. Что касается ближних и среднемагистральных маршрутов, то новый итальянский флагман унаследовал 85% слотов в миланском аэропорту Линате и 43% — в римском Фьюмичино. В маршрутной сети есть также лондонский Хитроу, аэропорты на Ближнем Востоке и севере Африки.
Расширить межконтинентальную сеть авиаперевозок ITA Airways может с помощью «богатого и привлекательного партнера» Lufthansa Group. Итальянцев привлекает в немецкой группе эффективная бизнес-модель и партнёры. У одной из самых прибыльных авиакомпаний в мире есть совместные предприятия с Air Canada, United Airlines и японской All Nippon Airways. Топ-менеджеры обеих сторон, ITA и Lufthansa, заявили, что готовы начать переговоры о коммерческом сотрудничестве.
Сравниваем парк самолётов
Самолёты Alitalia были изношенными. Средний возраст флота составлял 14 лет. ITA Airways сохранила треть авиапарка своего предшественника. Планируется, что в следующем году 70% флота составят более эффективные аэробусы нового поколения. К концу 2025 года в небесно-голубые цвета будут окрашены 105 лайнеров. На дальних рейсах госкомпания будет эксплуатировать широкофюзеляжные A330neo и A350 вместимостью до 550 пассажиров.
Изучаем тарифы и программы лояльности
Руководство ITA фактически скопировало маркетинговую стратегию Alitalia. Новый флагман предложит клиентам всё лучшее, что есть в Италии: от дизайна залов ожидания и спецтранспорта в аэропортах до бортового питания. Пока сотрудничество национального авиаперевозчика с мировыми брендами не сказалось на ценах. Перелёт из аэропорта Кеннеди в Рим обойдётся пассажирам ITA в $498. На борту американской Delta этот же маршрут стоит $505. Милана - Лондон туда-обратно у итальянцев стоит 98 долларов, а у British Airways 120. Не нужно надеяться, что ценовая политика себе не изменит!
Пожалуй, единственное, что может огорчить пассажиров новой авиакомпании - это невозможность воспользоваться программой лояльности Alitalia. ЕС этого не допустил. ITA Airways запустила новую Volare («Летать»), к которой присоединилось уже более 70 000 клиентов.
Факт перезагрузки национального авиаперевозчика Италии весьма поэтично описан в официальном заявлении ITA: «Все, что плохо кончается - будь то любовь, спорт или авиация, - не должно мешать людям пытаться снова». Бесспорно, классный рекламный слоган. А что на деле? После первых рейсов нового флагмана Италии тональность отзывов пассажиров изменилась: «Самым большим преимуществом ITA является ее вдумчивый, внимательный персонал. Редко приветствие экипажа звучало так искренне, как в этот раз. Когда самолет издал хрипящий звук, и я занервничал, стюардесса успокоила меня и затем наведывалась на протяжении всего полета».
За первые две недели работы новая авикомпания выполнила 2 764 рейса, из которых 822 - международные.
Впечатлениям о полетах в Италию и итальянскими компаниями будем искренне рады!
Если собираетесь в Италию, ознакомьтесь с подробными условиями въезда для граждан и туристов на нашем сайте.