Сколько существует человечество, столько оно и страдает как от своих родных зубов, так и от их отсутствия. Армия страдальцев растет и молодеет с каждым годом.
Раньше возникновение пронзительной зубной боли приписывалось воздействию червей. Позже ученые разобрались и установили, что зубы становятся подвержены кариесу из-за кислоты, которую вырабатывают бактерии, обитающие в полости рта.
Самым распространенным методом борьбы с заболевшим зубом было его удаление, сравнимое разве что с пытками Великой инквизиции, врачи из ряда сердобольных назначали своим пациентам щадящее лечение. Так, немецкий ученый Карданус использовал в своей лечебной практике энергию космоса – нужно было в течение нескольких часов подвергать больной зуб воздействию лунного света.
Плиний, римский врач первого века нашей эры, также сочувственно относился к страдающим от зубной боли соотечественникам и рекомендовал вкладывать в ухо со стороны беспокоящего зуба смесь птичьего помета с маслом.
Другой его рецепт был гораздо оригинальнее: в ночь, когда на небе светилась полная луна, нужно было поймать жабу, плюнуть ей в рот и произнести определенные слова. Кстати, отголоски этого лечения встречаются и в русской народной медицине: при ангине следовало подышать на жабу, пойманную ночью. Ну, а его метод профилактики кариеса вообще вне конкуренции: нужно было всего лишь ежемесячно откусывать голову у маленькой мышки.
Многие древнеримские и древнегреческие врачи при осуществлении своих радикальных методов пользовались щипцами, но древние японцы их превзошли: они вырывали зубы голыми руками. Правда, предварительно долго стучали по больному зубу специальным молоточком, добиваясь его расшатывания.
Талант стоматолога проявился и у русского царя Петра I. Он научился искусно удалять больные зубы во время пребывания в Голландии. К нему в гостиницу приходили местные жители, мучимые зубной болью, которые по завершении процедуры в качестве утешения получали шиллинг.
В Санкт-Петербурге Петр I продолжил свое занятие и удалял зубы уже своим подданным. В числе его «клиентов» были не только конюхи, портные и стряпчие, а и высокопоставленные особы (генерал Ф.М.Апраксин, граф А.И.Ушаков), и знатные жены (жена Меньшикова, ближайшего сподвижника царя). Плоды стоматологической деятельности императора в виде 73 вырванных зубов хранятся в Кунсткамере Северной столицы. Многие зубы из монаршей коллекции считаются трудноудаляемыми, предполагающими отличное знание анатомии и правильную технику удаления. Заветный футляр с щипцами Петр I всегда носил с собой.
В средние века обязанность по удалению зубов была возложена на парикмахеров. Они должны были также владеть и другими медицинскими навыками: уметь правильно пускать кровь, вскрывать нарывы.
Какие зубные мучения приходилось испытывать людям, жившим на земле задолго до становления стоматологии как науки, остается только догадываться, так как дошедшая до нас информация очень скудна. Но поверим Цельсию, который считал зубную боль самой худшей пыткой.