«Круизеры», «больные рекой», «дети большой реки» – так часто называют себя поклонники теплоходов и круизного отдыха. И как любые фанаты, круизеры отдают своей страсти всю душу, сердце и время. Что же особенного в этом виде путешествий – мы узнали у бывалого речника Андрея Степанишина.
Андрей работает методистом в компании "ВодоходЪ" с 2004 года, а его общий круизный стаж составляет 30 лет. За десятилетия, работая бортовым радиоведущим, Андрей изучил все особенности речных путешествий по России и с радостью делится в этой статье интересными историями из советского круизного прошлого и тонкостями круизной жизни.
Заболеть рекой
Я живу на северо-западе Москвы, рядом с Москвой-рекой. Все детство я провел у реки, начиная с младенчества, когда мама «выгуливала» меня в коляске по набережной. Позже, когда ходил с отцом на рыбалку и подростком купался с друзьями. Уже в дошкольном возрасте я различал типы речных судов – «Волга-Дон», «Озёрный», «Речной» и т.д. Потом «испытал» прогулочные маршруты на речных трамвайчиках вокруг Серебряного бора. Так что, моя любовь к реке и отдыху на воде выросла вместе со мной.
В советские времена путевки на круизы распределялись в основном по производствам, через профсоюзы, открытых продаж практически не было. Но однажды, в 1986 году, одна из знакомых моей мамы достала для нее такую путевку, и мы поехали в первый круиз – сразу на 20 дней! Это был маршрут до Астрахани на теплоходе «Феликс Дзержинский», и я до сих пор помню каюту №160, в которой мы жили. Судьба сложилась так, что спустя время я вернулся на «Феликс Дзержинский» уже в качестве сотрудника. Помню, первое путешествие на теплоходе стало приятным шоком – настолько нам все понравилось! И на следующий год мы уже без раздумий знали, где проведём отпуск. Нам тогда повезло: удалось приобрести путёвку уже в обычном Турбюро.
Развлекательная программа своими силами
В 1990-м году я пошел на теплоходе, где собрались директора предприятий со всего Советского Союза изучать программу Григория Явлинского «500 дней». Была такая непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику.
Большую часть кают заняли руководители предприятий и члены их семей, оставшиеся 30% свободных кают, пустили в продажу для всех желающих, чем я и воспользовался.
Получилось так, что директора весь день проводили на конференциях, а мы (туристы и члены семей управленцев страны) целый день ходили по палубам и скучали. Развлекательной программы на борту тогда не было, только питание и экскурсии на стоянках. Чтобы скрасить размеренный досуг на борту, мы «скооперировались» и предложили администрации круиза развлекательную программу «своими силами» (все же 20 дней плыть). Среди туристов нашлось немало талантов – кто-то пел, кто-то играл на аккордеоне, кто-то на гитаре…
У меня с собой был путеводитель по речным круизам «Москва – порт пяти морей», в котором как раз было описание нашего круизного маршрута: «Москва – Астрахань». Меня допустили к микрофону в радиорубке, и вот так 20 дней я рассказывал о местах, где проходил теплоход.
Спустя несколько лет в круизе я познакомился с одним опытным методистом, и она предложила мне серьезно заняться методической работой и экскурсиями с борта теплохода, помогла с литературой (интернет в широком понимании тогда ещё не был распространён). А потом я просто предложил свои услуги круизной компании «ВодоходЪ», в которой и работаю уже почти два десятка лет. Свой первый сезон в качестве методиста я начал на теплоходе «Александр Радищев», потом работал на теплоходе «Нижний Новгород».
400 туристов на борту!
С советских времен в круизной отрасли многое изменилось. Если во время моего первого рейса на «Феликсе Дзержинском» на борту было порядка 400 туристов, то после реновации и увеличения размеров кают, многие теплоходы 92-016 или 301 проектов вмещают в среднем – не более 200-250 человек, что делает отдых на воде более комфортным.
Питание стало разнообразнее, появился большой выбор блюд, шведский стол и заказная система меню. Раньше такого не было: пара горячих блюд на выбор и 2-3 вида закусок.
Обогатилась и развлекательная программа. Раньше на борту работал массовик-затейник, баянист и два методиста. В 90-х гг. появились ди-джеи, начали проводиться первые вечера отдыха под фонограмму.
Сегодня на теплоходе работает внушительная арт-команда из вокалистов, танцевальных и музыкальных коллективов, профессиональных ведущих и ди-джеев. Туристы могут поучаствовать в самых разнообразных мастер-классах. Фитнес-инструктор утром проведет для вас зарядку, а днём пригласит на танцевальный мастер-класс. С маленькими гостями теплохода занимается отдельный воспитатель, работают детские аниматоры. Доброй традицией стали концерты классической музыки, вечера эстрадной музыки с живым звуком, театральные постановки с участие туристов – и это далеко не все… Словом, каждый может найти свое, что ему по душе.
Заключительным аккордом круиза станет Гала-концерт, в котором участвуют и туристы, и арт-бригада. Это ни с чем не сравнимо, за время пребывания на теплоходе мы все превращаемся в одну семью. Со многими впоследствии мы продолжаем общение и «на берегу», становимся добрыми друзьями.
Экскурсионная программа с каждым годом расширяет спектр предлагаемых вариантов. Ведь как было раньше: если Углич, то только кремль, если Кострома, то Ипатьевский монастырь, если Ярославль, то только центр. Сейчас туристам в каждом городе предлагается на выбор нескольких вариантов основной программы и дополнительные экскурсии по желанию. Появилось много необычных музеев. В том же Мышкине – сколько сейчас открылось интересных музеев! А как преобразились за последнее время круизные города: Казань, Болгар, Самара, Чебоксары.
По реке без пробок
В первую очередь, круиз – это неспешный созерцательный отдых. Когда вы едете в автобусный тур, вы садитесь в автобус, «картинка» за окном меняется очень быстро, только успевай запоминать рассказ экскурсовода и вертеть головой по сторонам. На теплоходе же мы идём размеренно, неторопливо, действительно наслаждаемся отдыхом. Мы можем любоваться красивыми берегами, проходим цепочку шлюзов и узнаем, для чего они нужны и как работают. А ведь параллельно есть еще и развлекательная программа. Плюс у нас нет пробок! К этому добавьте питание, шикарные речные закаты – а это как минимум два вечера на реке. Если это круиз из Москвы, например, до Углича, Твери или Мышкина, то первый вечер мы проводим на канале им. Москвы, а второй закат наблюдаем уже на Волге.
А какой "вкусный" свежий речной воздух!? Река восстанавливает! Многие туристы рассказывают, что им достаточно на выходные съездить на три дня в круиз, и уже складывается ощущение, что сходил в полноценный отпуск. За эти три дня получаешь энергетическую подпитку - от воды, от природы, от приятной компании и интересного досуга, рекатерапия одним словом.
Отходим под марш «Прощание Славянки»
Прощание с городом в круизе это особый ритуал, который не сравнится с выездом из города во время автобусного тура, когда все собираются в автобусе к определенному времени, рассаживаются, «пересчитываются», и поехали. Дальше либо продолжение рассказа гида (с мельканием домов), либо просто «тихий час».
А как на теплоходе провожают тот или иной город? Это же целая традиция! Туристы, как правило, собираются на палубах. «Отдаем швартовые» - тоже целый ритуал. Медленно отходим от причала под музыку, в основном звучит песня о том городе, который мы провожаем. Особенно красиво, когда панорама города медленно скрывается из виду на фоне красивого заката - это не передать словами.
Для многих мест есть «своя» прощальная музыкальная композиция. На Валааме, например, это вторая часть Симфонии №1 П.И. Чайковского. Перед отправлением мы рассказываем туристам, почему именно она звучит на палубах при отправлении: симфония написана Петром Чайковским под впечатлением от посещения Валаама.
Туристы уже совершенно другими глазами смотрят на остров и сохраняют его образ под звуки гармоничной классики.