Необходимость и значение экспертизы опасных промышленных объектов указаны в Федеральном законе №116. Его действие распространяется на предприятия с технически сложным и потенциально опасным оборудованием, на склады с взрывчатыми, токсичными и горючими веществами и на любые другие здания, которые несут потенциальную угрозу для населения и окружающей среды. От качества оценки зависит безопасность объекта и близлежащих территорий. В статье расскажем, когда и для чего нужна экспертиза, как выглядит заключение, и разберем алгоритм процедуры на примере переоснащения предприятия и ОПО с крановыми нагрузками.
Тезисно про экспертизу промбезопасности
Эксплуатация ОПО без положительного заключения экспертизы невозможна. Инспектор контрольной инстанции вправе выписать предписание о приостановке или запрете производственной деятельности на площадке. В случае аварии и ущерба населению собственник ОПО может понести уголовную ответственность.
Какие экспертизы промышленной безопасности проводятся? Выделяют 4 типа в зависимости от предмета оценки:
- Экспертиза проектной документации на переоснащение, ликвидацию, консервацию ОПО.
- Экспертиза технических устройств ОПО — механизмов, приборов, оборудования.
- Экспертиза сооружений и строений в составе ОПО.
- Комплексная экспертиза ОПО.
Объективное заключение экспертизы возможно лишь при комплексном подходе. Программа обследования разрабатывается индивидуально с учетом особенностей производственной деятельности и объекта. Специалист не только изучает документацию, но и выезжает на предприятие для осмотра и измерений. За выдачу заведомо ложного заключения предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Кем предоставляется заключение экспертизы? Работы на ОПО могут проводить компании и специалисты с лицензией, которые успешно сдали квалификационный экзамен. Информация о них занесена в единый реестр.
Экспертиза перед переоснащением производства
Развитие производственного объекта сопровождается установкой нового оборудования, модернизацией технических устройств, иногда — переустройством цехов. Для реализации задуманного собственнику здания сначала нужно заказать разработку проектной документации.
Проект на техническое перевооружение должен пройти экспертизу промбезопасности. Задача специалистов — установить, насколько модернизированный объект отвечает требованиям закона.
Полнота и качество проектных решений — главные критерии оценки. Документы должны содержать все разделы, необходимые для безопасного функционирования ОПО.
После получения положительного заключения собственник предприятия имеет право:
- использовать результаты для повышения или уменьшения класса опасности;
- установить станки и приборы, которые создают дополнительную нагрузку на конструкцию здания;
- увеличить или сократить объем транспортируемого или размещенного опасного сырья — горячих, токсичных, взрывоопасных веществ.
В каких случаях необходима экспертиза сооружений, кроме переоснащения? Уровень промбезопасности требуется оценить после внесения изменений в несущие конструкции ОПО, а также перед консервацией и ликвидацией.
Экспертиза промбезопасности на примере здания с крановыми нагрузками
Предприятия, на которых используют мостовые краны, относятся к ОПО. Экспертиза промбезопасности проходит в семь этапов:
- Заключение договора с лицензированной компанией.
- Запрос и изучение проектно-технической документации. Это трудоемкий этап, который занимает почти треть всей экспертизы. Специалист должен проверить наличие всех документов и корректность их содержимого: страховые свидетельства, титульные листы проекта, паспорта, данные о грузоподъемности.
- Визуальный осмотр конструкций, узлов и механизмов мостового крана. Обнаруженные дефекты фиксируются на фотокамеру и в рабочей документации.
- Инструментальные измерения. О них подробнее поговорим ниже.
- При необходимости — испытания и анализы в строительной лаборатории.
- Обработка полученных результатов. Эксперты выполняют поверочные расчеты, строят графики, схемы, таблицы.
- Оформление экспертного заключения. Результаты визуального осмотра и инструментально-лабораторных исследований определяют, какие выводы может содержать заключение. Главная информация в документе — соответствие или несоответствие ОПО требованиям промбезопасности.
Инструментально-лабораторные исследования — главный этап экспертизы. Он дает ответы на множество вопросов и указывает, насколько грамотно и безопасно организована эксплуатация грузоподъемного механизма.
«Слабое звено» мостового крана — подкрановые пути. Оценить фактическое состояние и рассчитать остаточный ресурс балки помогает испытание на выносливость.
Обязательный пункт экспертизы — анализ несущей способности строительных конструкций. Для этой цели используют специальные вычислительные программы, например SCAD. С их помощью можно получить точное значение несущей способности с поправкой на дополнительные коэффициенты — температурные и технологические условия эксплуатации, режим функционирования крановых путей.
Полная программа инструментальных измерений зависит от особенностей объекта и результатов визуального осмотра. Нередко в нее включают отбор проб для лабораторных анализов и испытаний. По просьбе заказчика может быть выполнен комплексный осмотр крановых путей и тупиковых упоров.
Какой документ выдают после экспертизы?
Результатом становится заключение экспертизы промбезопасности о соответствии или несоответствии законодательным нормативам. Собственник ОПО должен передать документ в Ростехнадзор — ответственное ведомство. Если у специалистов не будет замечаний, они зарегистрируют заключение в реестре в течение 5 рабочих дней.
Еще больше полезной информации и интересных фактов об экспертизе промбезопасности вы найдете в блоге экспертной организации «Департамент».